Каково взаимное расположение графиков функций: а) у = 7х – 4 и у = 7х +8;
б) у = 10х +6 и у = -10х +6;
в) у = о,2х – 9 и у = 1/5х +1;
г) у = -6х + 9 и у = 2х – 7?
2.Найдите координаты точки пересечения графиков функций:
а) у = 10х – 8 и у = -3х +5;
б) у = 14 – 2,5х и у = 1,5х – 8.
1) С (12;0);
2) D (0;19);
3) К (21; 23)
Объяснение:
1. Один конец отрезка находится в начальной точке координатной системы O(0;0). Другой конец A имеет координаты (24;0). Определи координаты серединной точки C отрезка OA.
Решение
Координаты у точек О и А равны 0. Значит, обе точки находятся на оси х, а так как точка С находится между ними, то координата у точки С также равна 0.
Расстояние между точками по оси х равно разности координат: 24 - 0 = 24. Середина отрезка длиной 24 равна 24:2=12. Следовательно, точка С отстоит от точки О на расстоянии 12 по оси х и её координаты:
С (12;0).
2. Один конец отрезка находится в начальной точке координатной системы O(0;0). Другой конец B имеет координаты (0;38). Определи координаты серединной точки D отрезка OB.
Решение
Координаты х точек О и В равны 0. Значит, обе точки находятся на оси у, а так как точка D находится между ними, то координата x точки D также равна 0.
Расстояние между точками по оси у равно разности координат: 38 - 0 = 38. Середина отрезка длиной 38 равна 38:2=19. Следовательно, точка D отстоит от точки О на расстоянии 19 по оси у и её координаты:
D (0;19).
3. Один конец отрезка находится в точке M с координатами (24;38), другой конец N имеет координаты (18;8). Определи координаты серединной точки K отрезка MN.
Решение
Координаты х и у точки N меньше, чем координаты х и у точки М - значит, точка N находится ниже и левее точки M.
Расстояние между точками N и М по оси х:
24 - 18 = 6;
половина этого расстояния:
6 : 2 = 3;
координата х серединной точки К:
18 + 3 = 21 (или, что одно и тоже, 24 - 3 = 21).
Расстояние между точками N и М по оси у:
38 - 8 = 30;
половина этого расстояния:
30 : 2 = 15;
координата у серединной точки К:
8 + 15 = 23 (или, что одно и тоже, 38 - 15 = 23).
К (21; 23)
1) С (12;0);
2) D (0;19);
3) К (21; 23)
Истоки алгебры уходят к временам глубокой древности. Арифметические действия над натуральными числами и дробями — простейшие алгебраические операции — встречаются в ранних математических текстах[3]. Ещё в 1650 году до н. э. египетские писцы могли решать отвлечённые уравнения первой степени и простейшие уравнения второй степени, к ним относятся задачи 26 и 33 из папируса Ринда и задача 6 из Московского папируса (так называемые задачи на «аха»). Предполагается, что решение задач было основано на правиле ложного положения[9]. Это же правило, правда, крайне редко, использовали вавилоняне[10].
Вавилонские математики умели решать квадратные уравнения. Они имели дело только с положительными коэффициентами и корнями уравнения, так как не знали отрицательных чисел. По разным реконструкциям в Вавилоне знали либо правило для квадрата суммы, либо правило для произведения суммы и разности, вместе с тем метод вычисления корня полностью соответствует современной формуле. Встречаются и уравнения третьей степени[11]. Кроме того, в Вавилоне была введена особая терминология, использовались шумерские клинописные знаки для обозначения первого неизвестного («длины»), второго неизвестного («ширины»), третьего неизвестного («глубины»), а также различных производных величин («поля» как произведения «длины» и «ширины», «объёма» как произведения «длины», «ширины» и «глубины»), которые можно считать математическими символами, так как в обычной речи уже использовался аккадский язык. Несмотря на явное геометрическое происхождение задач и терминов, использовались они отвлечённо, в частности, «площадь» и «длина» считались однородными[10]. Для решения квадратных уравнений было необходимо уметь осуществлять различные тождественные алгебраические преобразования, оперировать неизвестными величинами. Таким образом был выделен целый класс задач, для решения которых необходимо пользоваться алгебраическими приёмами[11].
После того как была открыта несоизмеримость стороны и диагонали квадрата, греческая математика переживала кризис, разрешению которого выбор геометрии как основы математики и определение алгебраических операций для геометрических величин. Геометрической алгебре посвящена вторая книга «Начал» Евклида, работы Архимеда и Аполлония. С использованием отрезков, прямоугольников и параллелепипедов были определены сложение и вычитание, произведение (построенный на двух отрезках прямоугольник). Такое представление позволило доказать дистрибутивный закон умножения относительно сложения, тождество для квадрата суммы. Алгебра первоначально была основана на планиметрии и при в первую очередь для решения квадратных уравнений[12]. Вместе с тем к алгебраическим уравнениям сводятся сформулированные пифагорейцами задачи об удвоении куба и трисекции угла, построение правильных многоугольников[13]. Решение кубических уравнений получило своё развитие в работах Архимеда (сочинения «О шаре и цилиндре» и «О коноидах и сфероидах»), который исследовал в общем виде уравнение {\displaystyle x^{3}+ax+b=0}x^{3}+ax+b=0. Отдельные задачи решались с конических сечений[14].
Неожиданный переход к алгебре, основанной на арифметике, произошёл в работах Диофанта, который ввёл буквенные обозначения: неизвестное число он назвал «число», вторую степень неизвестного — «квадрат», третью — «куб», четвёртую — «квадрато-квадрат», пятую — «квадрато-куб», шестую — «кубо-куб». Также он ввёл обозначения для отрицательных степеней, свободного члена, отрицательного числа (или вычитания) и знака равенства. Диофант знал и использовал правило переноса вычитаемого из одной части уравнения в другую и правило сокращения равных членов[15]. Исследуя уравнения третьей и четвёртой степеней, Диофант для нахождения рациональной точки на кривой использует такие методы геометрической алгебры, как провести касательную в рациональной точке кривой или провести прямую через две рациональные точки. В X веке «Арифметика» Диофанта, в которой он изложил свои методы, была переведена на арабский язык, а в XVI веке достигла Западной Европы, оказав влияние на работы Ферма и Виета. Идеи Диофанта можно заметить также в работах Эйлера, Якоби, Пуанкаре и других математиков вплоть до начала XX века. В настоящее время проблемы Диофанта принято относить к алгебраической геометрии[16].