КОД 3ПР. Математика. 7 класс. Вариант 1
400
Прочитайте текст.
Количество пряжи, необходимой для изготовления вязаного изделия, зависит от
вязки, плотности вязки и качества нити. Моток лёгкой пряжи может содержать 600.
нити, а тяжёлой до 200 м. Даже опытный мастер, начиная вязать свитер
или большой шарф, может неверно оценить на глаз нужное количество пряжи. Часто
поступают так: сначала мастер вяжет небольшой образец, рассчитывает его площадь
и измеряет, сколько метров нити ушло на него. Таким образом, зная площадь будущего
изделия, мастер может довольно точно оценить, сколько метров пряжи потребуется,
чтобы связать изделие целиком.
Светлана Петровна собирается связать детский плед длиной 100 см и шириной 80 см
из хлопка. Ей нужно узнать, сколько потребуется пряжи. Для этого она связала пробный
образец размером 10 см х 10 см. На образец у неё ушло 20 м пряжи. В каждом мотке 350 м
пряжи. Хватит ли Светлане Петровне на плед пяти мотков пряжи?
Запишите решение и ответ.
Решение.
y=-4*x-8
y=9*x²+b*x+1
имеет лишь одно решение. Подставляя выражение для y во второе уравнение, приходим к уравнению -4*x-8=9*x²+b*x+1,
или 9*x²+x*(b+4)+9=0. Для того, чтобы это уравнение имело 1 решение, его дискриминант должен быть равен 0. Дискриминант D=(b+4)²-4*9*9=(b+4)²-324=0 при b+4=18 либо при b+4=-18. Отсюда b=14 либо b=-22. Производная f'(x)=18*x+b в точке касания равна угловому коэффициенту прямой y=-4*x-8, т.е. -4. Получаем уравнение 18*x+b=-4. Если b=14, то x=-1. Если b=-22, то x=1. Так как по условию x<0, то b=14. ответ: b=14.
Значит в разложении n! на простые множители простое p входит в степени
([n/p]-[n/p²])+2([n/p²]-[n/p³])+3([n/p³]-[n/p⁴])+...=[n/p]+[n/p²]+[n/p³])+...
Понятно, что с некоторой степени все целые части [n/p^k] будут равны 0, т.к.n/p^k станет меньше 1 при больших k (а именно, при k>[ln(n)/ln(p)].).
Теперь, чтобы посчитать сколькими нулями оканчивается число n! нужно посчитать на какую степень десятки оно делится. Поскольку 10=2*5, нужно узнать в каких степенях 2 и 5 входят в разложение n! на простые множители и из этих степеней выбрать минимальную. Согласно доказанной формуле, очевидно, что степень двойки будет больше степени пятерки, поэтому достаточно посчитать степень пятерки.
Итак,
а) у числа 10! в разложении на простые 5 входит в степени
[10/5]+[10/5²]+...=2+0+...=2, т.е. 10! заканчивается 2 нулями.
б) у числа 50! в разложении на простые 5 входит в степени
[50/5]+[50/5²].=10+2=12, т.е. 50! заканчивается 12 нулями.
в) у числа 100! в разложении на простые 5 входит в степени
[100/5]+[100/5²].=20+4=24, т.е. 100! заканчивается 24 нулями.