Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе. глава 5. решение треугольников 5.1. прямоугольный треугольник аксиомы 1.4 и 2.1 позволяли приписывать отрезкам и углам числа, равные их мерам, то есть измерять отрезки и углы. до сих пор не было связи между величинами углов и длинами отрезков. с введением треугольников появляется возможность связать величины градусных мер углов треугольника и длин его сторон. рассмотрим соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. 1 рисунок 5.1.1. прямоугольный треугольник. косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе. пусть угол (bac) – искомый острый угол. так, например, для угла bac (рис. 5.1.1) теорема 5.1. косинус угла зависит только от градусной меры угла и не зависит от расположения и размеров треугольника. доказательство пусть abc и a1b1c1 – два прямоугольных треугольника с одним и тем же углом при вершинах a и a1, равным α . построим треугольник ab2c2, равный треугольнику a1b1c1, как показано на рис. 5.1.2. это возможно по аксиоме 4.1. так как углы a и a1 равны, то b2 лежит на прямой ab. прямые bc и b2c2 перпендикулярны прямой ac, и по следствию 3.1 они параллельны. по теореме 4.13 2 рисунок 5.1.2. к теореме 5.1. но по построению ac2 = a1c1; ab2 = a1b1, следовательно, что и требовалось доказать. теорема 5.2. теорема пифагора. в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. модель 5.2. доказательство теоремы пифагора. на рисунке 5.1.3 изображен прямоугольный треугольник. bc и ac – его катеты, ab – гипотенуза. по теореме bc2 + ac2 = ab2. доказательство пусть abc – данный прямоугольный треугольник с прямым углом при вершине c. 3 рисунок 5.1.3. к доказательству теоремы пифагора. проведем высоту cd из вершины c. по определению из треугольника acd и из треугольника abc. по теореме 5.1 и, следовательно, . аналогично из δ cdb, из δ acb, и отсюда ab · bd = bc2. складывая полученные равенства и, замечая, что ad + bd = ab, получаем ac2 + bc2 = ab · ad + ab · bd = ab (ad + bd) = ab2. теорема доказана. в прямоугольном треугольнике любой из катетов меньше гипотенузы. косинус любого острого угла меньше единицы. пусть [bc] – перпендикуляр, опущенный из точки b на прямую a, и a – любая точка этой прямой, отличная от c. отрезок ab называется наклонной, проведенной из точки b к прямой a. точка c называется основанием наклонной. отрезок ac называется проекцией наклонной. с теоремы пифагора можно показать, что если к прямой из одной точки проведены перпендикуляр и наклонные, то любая наклонная больше перпендикуляра, равные наклонные имеют равные проекции, из двух наклонных больше та, у которой проекция больше. синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе. по определению тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к прилежащему. для угла (bac) прямоугольного треугольника, изображенного на рис. 5.1.1, имеем так же как и косинус, синус угла и тангенс угла зависят только от величины угла. 4 рисунок 5.1.4. из данных определений получаем следующие соотношения между углами и сторонами прямоугольного треугольника: если α – острый угол прямоугольного треугольника, то катет, противолежащий углу α , равен произведению гипотенузы на sin α; катет, прилежащий к углу α , равен произведению гипотенузы на cos α; катет, противолежащий углу α , равен произведению второго катета на tg α.
1)=2x^2+x-6x-3=2x^2-5x-3
2)=20a^2+24ab-35ab-42b^2=20a^2-11ab-42b^2
3)=y^3+y^2-8y+2y^2+2y-16=y^3+3y^2-6y-16
4)a^2+14a+49
5)9x^2-24xy+16y^2
6)m^2+6m-6m-36=m^2-36
7)40ab-25a^2+64b^2-40ab=-25a^+64b^2
8)
Второе задание:
1)6a^2-10a-(a^2-7a-3a+21)=6a^2-10a-a^2+7a+3a-21=5a^2-21
2)x^2-6x+9-(x^2-4x-x+4)+x^2+2x-2x-4=x^2-6x+9-x^2+4x+x-4+x^2+2x-2x-4=x^2-x+1
Третье задание:
1)2x^2+14x-3x-21=2x^2+3x-8x-12+3
2x^2+14x-3x-21-2x^2-3x+8x+12-3=0
16x-12=0
16x=12
x=3/4=0,75
2)6y^2+2y-9y-3+2(y^2+5y-5y-25)=2(1-4y+4y^2)+6y
6y^2+2y-9y-3+2y^2+10y-10y-50=2-8y+8y^2+6y
6y^2+2y-9y-3+2y^2+10y-10y-50-2+8y-8y^2-6y=0
-5y-55=0
-5y=55
y=-11
Четвертое задание:
1)=5a(a-4b)
2)=7x^3(1-2x^2)
3)
Пятое задание:
1)4x^2-12x=0
D=(−12)^2−4·4·0=144−0=144=12
x1=-(-12)+12/2*4=24/8=3
X2=-(-12)-12/2*4=0/8=0
2)x^2-2x+5x-10=0
x^2+3x-10=0
D=3^2−4·1·(−10)=9+40=49=7
x1=-3+7/2*1=4/2=2
x2=-3-7/2*1=-10/2=-5
Седьмое задание:
1)3a-3b+ax-bx=3(a-b)+x(a-b)=(3+x)(a-b)
2)a^2+2ab+b^2+3a+3b=(a+b)(a+b)+3(a+b)
3)