Неполные квадратные уравнения – это квадратные уравнения, у которых коэффициент в или коэффициент с равен нулю. Возможно три варианта неполных уравнений:
Коэффициент b=0
Коэффициент с=0
Коэффициенты b=0 и с=0
Рассмотрим каждый из вариантов и решим несколько примеров.
Виды неполных квадратных уравнений
Каждый подвид уравнения решается быстро и Главное владеть навыком преобразования выражения, а именно переносом чисел из одной части тождества в другую и выносом общего множителя за скобку.
Первый случай
Если коэффициент b=0. Тогда формула неполного квадратного уравнения принимает вид:
ax2+с=0ax2+с=0
ax^2+с=0
В таком случае, решение принимает следующий вид:
ax2+с=0ax2+с=0
ax^2+с=0
ax2=−сax2=−с
ax^2=-с
x2=−сax2=−сa
x^2=-с\over{a}
x1=−сa−−−√x1=−сa
x_1=\sqrt{-с\over{a}}
x2=−−са−−−√x2=−−са
x_2= -\sqrt{-с\over а}- обратите внимание, что под корнем может оказаться как положительное, так и отрицательное число. Знак минуса в данном случае указывает на противоположность. В случае, если под корнем в результате получится отрицательное число, то действительных корней уравнение не имеет.
Решим пример:
7x2−28=07x2−28=0
– перенесем 28 в правую часть выражения.
7x2=287x2=28
– разделим обе части выражения на 7.
x2=4x2=4
x1=2x1=2
x2=−2x2=−2
Вот и все решение.
Второй случай
Во втором случае нулю равен будет коэффициент с. Тогда уравнение примет вид:
аx2+bx=0аx2+bx=0
аx^2+bx=0
В этом случае, решение будет выглядеть немного иначе:
ax2+bx=0ax2+bx=0
ax^2+bx=0
x(ax+b)=0x(ax+b)=0
x(ax+b)=0
x1=0x1=0
x_1=0
ax2+b=0ax2+b=0
ax_2+b=0
ax2=−bax2=−b
ax_2=-b
x2=−ba
Решим небольшой пример.
3x2−12x=03x2−12x=0
x(3x−12)=0x(3x−12)=0
x1=0x1=0
3x2−12=03x2−12=0
3x2=123x2=12
x2=123x2=123
x2=4
Этот иногда используется и при решении полных квадратных уравнений. Если уравнение можно свернуть по любой из формул сокращенного умножения, то потом каждую из скобок-множителей можно приравнять к нулю и решить уравнение гораздо быстрее, чем через дискриминант.
Третий случай
Третий случай самый когда b и с равны нулю. В этом случае, оба корня всегда равны 0.
ax2=0ax2=0
ax^2=0
x1=0x1=0
x_1=0
x2=0x2=0
x_2=0
Обратите внимание на то, что в любом случае, для корней квадратного уравнения необходима проверка. Каждый из получившихся корней нужно подставить в исходное уравнение и подсчитать результат.
Для неполных уравнений это особенно важно, потому что все считают их легкими и не акцентируют внимание на подсчетах. Это может привести к разного рода ошибкам. Чаще всего, ученики путают знаки. Вместо + получается – и наоборот. Помните, что знаки это очень важно и за ними нужно следить при переносе и делении чисел. Проверить себя можно и подставив значения в приведенные в статье формулы.
Иногда коэффициент а может быть отрицательным. В этом случае, вам придется делить на отрицательное число. А значит – все знаки выражения поменяются на противоположные. Будьте внимательны в этих скользких моментах.
Пусть Х - производительность изделий в день по плану У - необходимое число дне по плану
Бригада увеличила производительность в день на 2 изделия, тогда Х + 3 - производительность изделий в день У - 3 - число дней уменьшилось на 3 дня, из-за повышения производительности.
Объем работ определяется
где Р - производительность; N - число дней. По условию задачи, объем задан и равен 120 шт.
Неполные квадратные уравнения
Неполные квадратные уравнения – это квадратные уравнения, у которых коэффициент в или коэффициент с равен нулю. Возможно три варианта неполных уравнений:
Коэффициент b=0
Коэффициент с=0
Коэффициенты b=0 и с=0
Рассмотрим каждый из вариантов и решим несколько примеров.
Виды неполных квадратных уравнений
Каждый подвид уравнения решается быстро и Главное владеть навыком преобразования выражения, а именно переносом чисел из одной части тождества в другую и выносом общего множителя за скобку.
Первый случай
Если коэффициент b=0. Тогда формула неполного квадратного уравнения принимает вид:
ax2+с=0ax2+с=0
ax^2+с=0
В таком случае, решение принимает следующий вид:
ax2+с=0ax2+с=0
ax^2+с=0
ax2=−сax2=−с
ax^2=-с
x2=−сax2=−сa
x^2=-с\over{a}
x1=−сa−−−√x1=−сa
x_1=\sqrt{-с\over{a}}
x2=−−са−−−√x2=−−са
x_2= -\sqrt{-с\over а}- обратите внимание, что под корнем может оказаться как положительное, так и отрицательное число. Знак минуса в данном случае указывает на противоположность. В случае, если под корнем в результате получится отрицательное число, то действительных корней уравнение не имеет.
Решим пример:
7x2−28=07x2−28=0
– перенесем 28 в правую часть выражения.
7x2=287x2=28
– разделим обе части выражения на 7.
x2=4x2=4
x1=2x1=2
x2=−2x2=−2
Вот и все решение.
Второй случай
Во втором случае нулю равен будет коэффициент с. Тогда уравнение примет вид:
аx2+bx=0аx2+bx=0
аx^2+bx=0
В этом случае, решение будет выглядеть немного иначе:
ax2+bx=0ax2+bx=0
ax^2+bx=0
x(ax+b)=0x(ax+b)=0
x(ax+b)=0
x1=0x1=0
x_1=0
ax2+b=0ax2+b=0
ax_2+b=0
ax2=−bax2=−b
ax_2=-b
x2=−ba
Решим небольшой пример.
3x2−12x=03x2−12x=0
x(3x−12)=0x(3x−12)=0
x1=0x1=0
3x2−12=03x2−12=0
3x2=123x2=12
x2=123x2=123
x2=4
Этот иногда используется и при решении полных квадратных уравнений. Если уравнение можно свернуть по любой из формул сокращенного умножения, то потом каждую из скобок-множителей можно приравнять к нулю и решить уравнение гораздо быстрее, чем через дискриминант.
Третий случай
Третий случай самый когда b и с равны нулю. В этом случае, оба корня всегда равны 0.
ax2=0ax2=0
ax^2=0
x1=0x1=0
x_1=0
x2=0x2=0
x_2=0
Обратите внимание на то, что в любом случае, для корней квадратного уравнения необходима проверка. Каждый из получившихся корней нужно подставить в исходное уравнение и подсчитать результат.
Для неполных уравнений это особенно важно, потому что все считают их легкими и не акцентируют внимание на подсчетах. Это может привести к разного рода ошибкам. Чаще всего, ученики путают знаки. Вместо + получается – и наоборот. Помните, что знаки это очень важно и за ними нужно следить при переносе и делении чисел. Проверить себя можно и подставив значения в приведенные в статье формулы.
Иногда коэффициент а может быть отрицательным. В этом случае, вам придется делить на отрицательное число. А значит – все знаки выражения поменяются на противоположные. Будьте внимательны в этих скользких моментах.
У - необходимое число дне по плану
Бригада увеличила производительность в день на 2 изделия, тогда
Х + 3 - производительность изделий в день
У - 3 - число дней уменьшилось на 3 дня, из-за повышения производительности.
Объем работ определяется
где Р - производительность; N - число дней.
По условию задачи, объем задан и равен 120 шт.
Составим систему уравнений
Из первого уравнения
Подставляем во втрое
Корни уравнения х = 8 и х = -10 - лишний корень
ответ: 8 изд. в день