Обозначим время работы мастера за х часов, а ученика за y часов. Вся работа заняла 8 часов. Имеем первое уравнение: х+y=8. За час мастер делал 120/х деталей, а ученик 40/y деталей. Производительность мастера выше производительности ученика на 20 деталей в час. Имеем второе уравнение: 120/х - 40/y = 20 Получилась система уравнений: х+y=8 120/х-40/y=20. Выразив х через y в первом уравнении х=8-y и подставив это значение во второе уравнение, найдем, что y=4, т.е время работы ученика 4 часа. Время мастера тоже равно (8-4) 4 часа. За час мастер делал 120/4=30 деталей, а ученик 40/4=10 деталей.
Скорость теплохода в стоячей воде равна 32,5 км/ч.
Объяснение:
Дано:
S₁ = 4 км против течения
S₂ = 33 км по течению
v = 6,5 км/ч -- скорость течения
T = 1 ч -- общее время
Найти: V -- скорость теплохода в стоячей воде
(V – v) -- скорость теплохода при движении против течения, поэтому на путь против течения теплоход затратил S₁ / (V – v) времени.
(V + v) -- скорость теплохода при движении по течению, поэтому на путь по течению теплоход затратил S₂ / (V + v) времени.
Общее время T равно сумме времени, которое теплоход шел по течению и против течения:
T = S₁ / (V – v) + S₂ / (V + v)
T(V – v)(V + v) = S₁(V + v) + S₂(V – v)
TV² – Tv² = (S₁ + S₂)V + (S₁ – S₂)v
TV² – (S₁ + S₂)V – Tv² – (S₁ – S₂)v = 0
Подставим числовые значения:
V² – (4 + 33)V – 6,5² – (4 – 33)·6,5 = 0
V² – 37V + 146,25 = 0
D = 37² – 4·146,25 = 784 = 28²
V₁ = (37 – 28)/2 = 9/2 = 4,5 км/ч -- не подходит, т.к. при такой скорости теплоход не смог бы двигаться против течения реки
V₂ = (37 + 28)/2 = 32,5 км/ч
Получилась система уравнений:
х+y=8
120/х-40/y=20. Выразив х через y в первом уравнении х=8-y и подставив это значение во второе уравнение, найдем, что y=4, т.е время работы ученика 4 часа. Время мастера тоже равно (8-4) 4 часа. За час мастер делал 120/4=30 деталей, а ученик 40/4=10 деталей.