Классическое решение делается в двух основных частях:
1) Поиск ОДЗ – область допустимых значений. 2) Решение уравнения.
Немного о первом. Все семь основных арифметических действий – имеют ОДНОЗНАЧНЫЙ результат. Вы, возможно знаете пока не все из них, но это не меняет ничего в рассуждениях. Однозначность действия означает, что при вычислении результата любого из них получается однозначный ответ. Ну, например, ведь нет такого, что у одного при вычислении а у другого :–) ?! Конечно же, нет, это бы вызывало полную неразбериху и ни в одной науке ничего нельзя было бы вычислить ни по одной формуле. Но иногда, при изучении квадратного корня, учащиеся понимают это действие не совсем корректно, полагая, что но одновременно с тем как бы и Это ошибка! Так понимать действие корня нельзя. Любой калькулятор покажет именно и это и есть верный результат вычислений, поскольку он единственный, так как любое арифметическое действие должно давать ОДНОЗНАЧНЫЙ результат.
Происхождение такого недоразумения вполне объяснимо. Это происходит из созвучности понятий «квадратный арифметический корень» и «корни нелинейного уравнения». Выше мы говорили именно о «квадратном арифметическом корне», и об однозначности этого арифметического действия, а что такое «корни нелинейного уравнения» можно проиллюстрировать на таком примере, как Корни этого нелинейного уравнения, как легко понять: и или в короткой записи что равносильно где сам «арифметический квадратный корень» – это именно ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ число, а уж перед ним ставятся разные знаки, чтобы показать, что «корнями этого нелинейного уравнения» являются и само значение «квадратного арифметического корня» и число, противоположное ему. Аналогично, например, для уравнения: Корни этого нелинейного уравнения, как легко понять: где сам «арифметический квадратный корень» – это именно ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ число, а уж перед ним ставятся разные знаки, чтобы показать, что «корнями этого нелинейного уравнения» являются и само значение «квадратного арифметического корня» и число, противоположное ему.
Значит при поиске ОДЗ (область допустимых значений) нужно всегда учитывать, что подкоренное выражение (всё то, что стоит под знаком корня) во-первых: должно быть неотрицательным, потому что иначе нельзя извлечь корень, а во-вторых: результат вычисления самого арифметического квадратного корня должен быть равен тоже неотрицательному числу, по причинам, которые были подробно описаны в предыдущем абзаце. Есть ещё несколько простых принципов, по которым выстраивается логика ОДЗ, но в данной задаче они не нужны, так что не будем все их перечислять. А теперь решим задачу классическим
Ракета типа "А" за секунду пролетает на 500 метров больше,чем ракета типа "В", и поэтому она преодолевает расстояние в 45 км на одну секунду быстрее. За сколько минут ракета типа "А" пролетит 9000 км?Объясните
500м=0,5 км
x - скорость Ракета типа "А" за секунду, x-0,5 - скорость Ракета типа "B" за секунду, по условию задачи можно записать 45/(x-0,5)-45/x =1 ⇔ ,(т.к 0,5=1/2), 45x-45(x-0,5)=x(x-0,5) ⇔45/2=x²-x/2
⇔ x²-x/2-45/2 =0 2x²-x-45=0 D=1²+4·2·45=361=19² 1) x=(1-19)/4=-18/4=-9/2 2) x=(1+19)/4=5 по условию задачи подходит x=5
За сколько минут ракета типа "А" пролетит 9000 км? 9000/5=1800 (сек) =1800/60=30(мин), в одной минуте - 60 секунд.
ответ: ракета типа "А" пролетит 9000 км за 30 минут .
1) Поиск ОДЗ – область допустимых значений.
2) Решение уравнения.
Немного о первом.
Все семь основных арифметических действий – имеют ОДНОЗНАЧНЫЙ результат. Вы, возможно знаете пока не все из них, но это не меняет ничего в рассуждениях. Однозначность действия означает, что при вычислении результата любого из них получается однозначный ответ. Ну, например, ведь нет такого, что у одного при вычислении а у другого :–) ?! Конечно же, нет, это бы вызывало полную неразбериху и ни в одной науке ничего нельзя было бы вычислить ни по одной формуле. Но иногда, при изучении квадратного корня, учащиеся понимают это действие не совсем корректно, полагая, что но одновременно с тем как бы и Это ошибка! Так понимать действие корня нельзя. Любой калькулятор покажет именно и это и есть верный результат вычислений, поскольку он единственный, так как любое арифметическое действие должно давать ОДНОЗНАЧНЫЙ результат.
Происхождение такого недоразумения вполне объяснимо. Это происходит из созвучности понятий «квадратный арифметический корень» и «корни нелинейного уравнения». Выше мы говорили именно о «квадратном арифметическом корне», и об однозначности этого арифметического действия, а что такое «корни нелинейного уравнения» можно проиллюстрировать на таком примере, как Корни этого нелинейного уравнения, как легко понять: и или в короткой записи что равносильно где сам «арифметический квадратный корень» – это именно ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ число, а уж перед ним ставятся разные знаки, чтобы показать, что «корнями этого нелинейного уравнения» являются и само значение «квадратного арифметического корня» и число, противоположное ему. Аналогично, например, для уравнения: Корни этого нелинейного уравнения, как легко понять: где сам «арифметический квадратный корень» – это именно ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ число, а уж перед ним ставятся разные знаки, чтобы показать, что «корнями этого нелинейного уравнения» являются и само значение «квадратного арифметического корня» и число, противоположное ему.
Значит при поиске ОДЗ (область допустимых значений) нужно всегда учитывать, что подкоренное выражение (всё то, что стоит под знаком корня) во-первых: должно быть неотрицательным, потому что иначе нельзя извлечь корень, а во-вторых: результат вычисления самого арифметического квадратного корня должен быть равен тоже неотрицательному числу, по причинам, которые были подробно описаны в предыдущем абзаце. Есть ещё несколько простых принципов, по которым выстраивается логика ОДЗ, но в данной задаче они не нужны, так что не будем все их перечислять. А теперь решим задачу классическим
Р Е Ш Е Н И Е :
;
;
1. ОДЗ:
;
2. Решение уравнения:
;
;
;
;
;
это не соответствует ОДЗ, поскольку ;
что соответствует ОДЗ, поскольку ;
О Т В Е Т :
500м=0,5 км
x - скорость Ракета типа "А" за секунду,
x-0,5 - скорость Ракета типа "B" за секунду,
по условию задачи можно записать
45/(x-0,5)-45/x =1 ⇔ ,(т.к 0,5=1/2), 45x-45(x-0,5)=x(x-0,5) ⇔45/2=x²-x/2
⇔ x²-x/2-45/2 =0 2x²-x-45=0 D=1²+4·2·45=361=19²
1) x=(1-19)/4=-18/4=-9/2 2) x=(1+19)/4=5
по условию задачи подходит x=5
За сколько минут ракета типа "А" пролетит 9000 км? 9000/5=1800 (сек) =1800/60=30(мин), в одной минуте - 60 секунд.
ответ: ракета типа "А" пролетит 9000 км за 30 минут .