Если обстоятельство выражено деепричастным оборотом, независимо от его места в предложении.
Ганя, оставшись один, схватил себя за голову.
(Ф.М. Достоевский. «Идиот»)
Оставшись один — обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Оно выделяется запятыми с двух сторон.
Исключение. Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, то он не обособляется. Пример: работать спустя рукава.
2. Если обстоятельство выражено одиночным деепричастием.
Более всех интересовались князем, конечно, в доме Епанчиных, с которыми он, уезжая, даже не успел и проститься.
(Ф.М. Достоевский. «Идиот»)
Уезжая — обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. Оно выделяется запятыми с двух сторон.
Исключение. Если одиночное деепричастие стоит в конце предложения и близко по значению к наречию, то оно, как правило, не обособляется. Пример: Князь стоял задумавшись. (Ф.М. Достоевский. «Идиот»)
Два одиночных деепричастия или деепричастных оборота, соединенные союзами и, да в значении «и», или, либо, обособляются вместе, как один оборот.
Приехав домой, бабушка, отлепливая мушки с лица и отвязывая фижмы, объявила дедушке о своем проигрыше и приказала заплатить.
(А.С. Пушкин. «Пиковая дама»)
Отлепливая мушки с лица и отвязывая фижмы — однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Запятая перед союзом и не ставится.
Она постояла, посмотрела с холодной улыбкой на себя в зеркало и (1) сделав небольшое движение головою сверху вниз (2) сошла в гостиную.
(И.С. Тургенев. «Рудин»)
На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
1
1, 2
2
В этом предложении нет запятых
3. Если обстоятельство выражено сравнительным оборотом (чаще всего оборот начинается со слов как, словно, будто, точно). Сравнительные обороты обособляются не во всех случаях. Знаки препинания при сравнительных оборотах — отдельная сложная тема, о которой пойдет речь в отдельной статье (в данный момент статья еще не опубликована).
Пример предложения со сравнительным оборотом:
<...> Нам предоставили комнату в обыкновенной жактовской квартире, но мы жили в ней на льготных правах, как в заводском общежитии, и ничего за нее не платили.
(В. Шефнер. «Сестра печали»)
Как в заводском общежитии — обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.
Обстоятельства обособляются факультативно (то есть обособление остается на усмотрение автора) в следующих случаях:
1. Если обстоятельство выражено существительным с предлогом или без предлога; чаще всего обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, в зависимости от, вопреки, в связи с, вследствие, несмотря на, согласно, в соответствии с, ввиду, во избежание и др.
Но никто не догадался, что, благодаря именно этому обстоятельству, город был доведен до такого благосостояния, которому подобного не представляли летописи с самого его основания.
(М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»)
Благодаря именно этому обстоятельству — обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом. Это обстоятельство могло бы и не обособляться.
Примечание. Оборот с предлогом несмотря на обычно обособляется.
2. Если это уточняющее обстоятельство места, времени, образа действия.
Она ушла в глубь комнаты, к стеллажу, и, встав на одно колено, нагнулась над нижней полкой.
(В. Шефнер. «Сестра печали»)
К стеллажу — обособленное уточняющее обстоятельство.
Как найти в тексте обособленное обстоятельство?
Эти рекомендации могут пригодиться тем, кто сдает ОГЭ. Если вас просят указать предложение с обособленным обстоятельством, нужно искать предложение, в котором обстоятельство выделено запятыми. Обособленные обстоятельства выражаются одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами, сравнительными оборотами, существительными в косвенных падежах с предлогами. Обособленные уточняющие обстоятельства могут быть также выражены наречиями.
Если требуется найти обособленное обстоятельство, начинайте поиск с деепричастий и деепричастных оборотов. Затем ищите предложения со сравнительными оборотами. Затем — обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогом или наречиями и при этом выделенные запятыми.
Если вас просят найти распространенное обособленное обстоятельство, оно не может быть выражено одиночным деепричастием. По той же логике нераспространенное обособленное обстоятельство не может быть выражено деепричастным оборотом.
Если необходимо найти уточняющее обстоятельство, ищите обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогом или наречиями. Такие обстоятельства уточняют информацию, содержащуюся в другом обстоятельстве. К уточняющим обстоятельствам можно задать вопрос, добавив к нему слово именно: где именно? куда именно? когда именно? и т.д.
«Песня про купца Калашникова» (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны «Бородино» и «Смерть поэта»). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии. Близость эта проявляется не просто в определенных формальных особенностях (в языке, стихе), но прежде всего в воспроизведении народного сознания. Замысел поэмы был связан с идеей, отразившейся в «Бородино»: восхищение героическими подвигами и личностями эпох и горечь при мысли о ничтожестве нынешнего поколения.
В «Песне…» выражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современности, о правах человеческой личности. В частности, существует предположение, что в поэме нашли отражение раздумья автора о судьбе и причинах гибели Пушкина. Смысл поэмы Белинский видел в том, что в нец «…поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое Два крупных, сильных характера, созданные Лермонтовым в этой поэме, прямо противопоставлены друг другу. Их основные свойства были уже намечены в лирике Лермонтова и его ранних поэмах. Царский опричник Кирибеевич — продолжение романтического героя-индивидуалиста, не признающего для себя никаких нравственных запретов и готового принести в жертву своим страстям честь и достоинство других людей. Купец Калашников выражает народное начало, он продолжает линию лермонтовских героев-мстителей. Калашников дорог поэту не только как борец против неправды и произвола. Не менее дорога его нравственная стойкость, внутренняя убежденность в своей правоте. С ним связано представление о твердых нравственных устоях, народной традиции. Он одерживает моральную победу над своим противником.
Еще недавно Кирибеевич, обнаруживающий к сильной любви и во имя страстного чувства нарушающий общепринятые нормы, мог оказаться в центре поэмы как высокий романтический герой. Теперь концепция Лермонтова заметно меняется. Байронический герой-индивидуалист развенчивается. В образе Кирибеевича есть свое поэтическое обаяние, он даже не лишен угрызений совести, но у Лермонтова он прямо противопоставлен Калашникову как носителю народного сознания и, несомненно, уступает ему в нравственном отношении. В конце поэмы говорится о поклонении народа могиле Калашникова, но не Кирибеевича, хотя погиб и он.
Важное место в системе образов поэмы занимает Иван Грозный. Он дан в духе народных представлений, зафиксированных во многих фольклорных произведениях, в которых отмечалось соединение в характере царя черт справедливости и вместе с тем деспотизма. Так проявляется важнейший идейно-эстетический принцип Лермонтова: он смотрит на своих героев глазами народа, подвергает их контролю и суду с позиций народных представлений о долге, чести и нравственности. Естественно, что в такой поэме Лермонтов широко использовал систему изобразительных средств, присущих народно-поэтическому творчеству.
Но в «Песне про купца Калашникова» нет прямого, буквального заимствования из каких-то определенных фольклорных текстов. Лермонтов творчески использует народную поэзию, свободно переплавляя ее в соответствии со своим замыслом. Мир устного народного творчества органически входил в художественный мир Лермонтова. «Песня…» была опубликована анонимно (ссыльный поэт не мог подписать ее своей фамилией). Белинский уже в первом своем отзыве на поэму сразу же отметил появление нового таланта в русской поэзии: «Не знаем автора этой песни, но не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование».
Если обстоятельство выражено деепричастным оборотом, независимо от его места в предложении.
Ганя, оставшись один, схватил себя за голову.
(Ф.М. Достоевский. «Идиот»)
Оставшись один — обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Оно выделяется запятыми с двух сторон.
Исключение. Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, то он не обособляется. Пример: работать спустя рукава.
2. Если обстоятельство выражено одиночным деепричастием.
Более всех интересовались князем, конечно, в доме Епанчиных, с которыми он, уезжая, даже не успел и проститься.
(Ф.М. Достоевский. «Идиот»)
Уезжая — обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. Оно выделяется запятыми с двух сторон.
Исключение. Если одиночное деепричастие стоит в конце предложения и близко по значению к наречию, то оно, как правило, не обособляется. Пример: Князь стоял задумавшись. (Ф.М. Достоевский. «Идиот»)
Два одиночных деепричастия или деепричастных оборота, соединенные союзами и, да в значении «и», или, либо, обособляются вместе, как один оборот.
Приехав домой, бабушка, отлепливая мушки с лица и отвязывая фижмы, объявила дедушке о своем проигрыше и приказала заплатить.
(А.С. Пушкин. «Пиковая дама»)
Отлепливая мушки с лица и отвязывая фижмы — однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Запятая перед союзом и не ставится.
Она постояла, посмотрела с холодной улыбкой на себя в зеркало и (1) сделав небольшое движение головою сверху вниз (2) сошла в гостиную.
(И.С. Тургенев. «Рудин»)
На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
1
1, 2
2
В этом предложении нет запятых
3. Если обстоятельство выражено сравнительным оборотом (чаще всего оборот начинается со слов как, словно, будто, точно). Сравнительные обороты обособляются не во всех случаях. Знаки препинания при сравнительных оборотах — отдельная сложная тема, о которой пойдет речь в отдельной статье (в данный момент статья еще не опубликована).
Пример предложения со сравнительным оборотом:
<...> Нам предоставили комнату в обыкновенной жактовской квартире, но мы жили в ней на льготных правах, как в заводском общежитии, и ничего за нее не платили.
(В. Шефнер. «Сестра печали»)
Как в заводском общежитии — обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.
Обстоятельства обособляются факультативно (то есть обособление остается на усмотрение автора) в следующих случаях:
1. Если обстоятельство выражено существительным с предлогом или без предлога; чаще всего обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, в зависимости от, вопреки, в связи с, вследствие, несмотря на, согласно, в соответствии с, ввиду, во избежание и др.
Но никто не догадался, что, благодаря именно этому обстоятельству, город был доведен до такого благосостояния, которому подобного не представляли летописи с самого его основания.
(М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»)
Благодаря именно этому обстоятельству — обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом. Это обстоятельство могло бы и не обособляться.
Примечание. Оборот с предлогом несмотря на обычно обособляется.
2. Если это уточняющее обстоятельство места, времени, образа действия.
Она ушла в глубь комнаты, к стеллажу, и, встав на одно колено, нагнулась над нижней полкой.
(В. Шефнер. «Сестра печали»)
К стеллажу — обособленное уточняющее обстоятельство.
Как найти в тексте обособленное обстоятельство?
Эти рекомендации могут пригодиться тем, кто сдает ОГЭ. Если вас просят указать предложение с обособленным обстоятельством, нужно искать предложение, в котором обстоятельство выделено запятыми. Обособленные обстоятельства выражаются одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами, сравнительными оборотами, существительными в косвенных падежах с предлогами. Обособленные уточняющие обстоятельства могут быть также выражены наречиями.
Если требуется найти обособленное обстоятельство, начинайте поиск с деепричастий и деепричастных оборотов. Затем ищите предложения со сравнительными оборотами. Затем — обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогом или наречиями и при этом выделенные запятыми.
Если вас просят найти распространенное обособленное обстоятельство, оно не может быть выражено одиночным деепричастием. По той же логике нераспространенное обособленное обстоятельство не может быть выражено деепричастным оборотом.
Если необходимо найти уточняющее обстоятельство, ищите обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогом или наречиями. Такие обстоятельства уточняют информацию, содержащуюся в другом обстоятельстве. К уточняющим обстоятельствам можно задать вопрос, добавив к нему слово именно: где именно? куда именно? когда именно? и т.д.
Понравилось?+2
2
2
0
© 2020 LAMPA
Объяснение:
извини только это нашла«Песня про купца Калашникова» (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны «Бородино» и «Смерть поэта»). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии. Близость эта проявляется не просто в определенных формальных особенностях (в языке, стихе), но прежде всего в воспроизведении народного сознания. Замысел поэмы был связан с идеей, отразившейся в «Бородино»: восхищение героическими подвигами и личностями эпох и горечь при мысли о ничтожестве нынешнего поколения.
В «Песне…» выражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современности, о правах человеческой личности. В частности, существует предположение, что в поэме нашли отражение раздумья автора о судьбе и причинах гибели Пушкина. Смысл поэмы Белинский видел в том, что в нец «…поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое Два крупных, сильных характера, созданные Лермонтовым в этой поэме, прямо противопоставлены друг другу. Их основные свойства были уже намечены в лирике Лермонтова и его ранних поэмах. Царский опричник Кирибеевич — продолжение романтического героя-индивидуалиста, не признающего для себя никаких нравственных запретов и готового принести в жертву своим страстям честь и достоинство других людей. Купец Калашников выражает народное начало, он продолжает линию лермонтовских героев-мстителей. Калашников дорог поэту не только как борец против неправды и произвола. Не менее дорога его нравственная стойкость, внутренняя убежденность в своей правоте. С ним связано представление о твердых нравственных устоях, народной традиции. Он одерживает моральную победу над своим противником.
Еще недавно Кирибеевич, обнаруживающий к сильной любви и во имя страстного чувства нарушающий общепринятые нормы, мог оказаться в центре поэмы как высокий романтический герой. Теперь концепция Лермонтова заметно меняется. Байронический герой-индивидуалист развенчивается. В образе Кирибеевича есть свое поэтическое обаяние, он даже не лишен угрызений совести, но у Лермонтова он прямо противопоставлен Калашникову как носителю народного сознания и, несомненно, уступает ему в нравственном отношении. В конце поэмы говорится о поклонении народа могиле Калашникова, но не Кирибеевича, хотя погиб и он.
Важное место в системе образов поэмы занимает Иван Грозный. Он дан в духе народных представлений, зафиксированных во многих фольклорных произведениях, в которых отмечалось соединение в характере царя черт справедливости и вместе с тем деспотизма. Так проявляется важнейший идейно-эстетический принцип Лермонтова: он смотрит на своих героев глазами народа, подвергает их контролю и суду с позиций народных представлений о долге, чести и нравственности. Естественно, что в такой поэме Лермонтов широко использовал систему изобразительных средств, присущих народно-поэтическому творчеству.
Но в «Песне про купца Калашникова» нет прямого, буквального заимствования из каких-то определенных фольклорных текстов. Лермонтов творчески использует народную поэзию, свободно переплавляя ее в соответствии со своим замыслом. Мир устного народного творчества органически входил в художественный мир Лермонтова. «Песня…» была опубликована анонимно (ссыльный поэт не мог подписать ее своей фамилией). Белинский уже в первом своем отзыве на поэму сразу же отметил появление нового таланта в русской поэзии: «Не знаем автора этой песни, но не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование».