Вопросы для самопроверки
1. что такое линейная функция?
2. что является графиком линейной функции?
3. сколько точек достаточно взять для построения графика ли-
нейной функции?
4. опишите процесс построения графика линейной функции
у = 2х + 3, где хє [0; 2]. что изменится, если хє (0; 2)?
5. дана линейная функция у = kx + т, хє x, где x — некоторый
числовой промежуток. что такое унаим, унаиб?
6. дано: у = 2х + 3, хє [0; +ю). найдите, если возможно, у наим,
унаиб. что изменится, если хє (0; +о)? если хє (-ю; о]? если
хє (-ю; 0)?
7. как с графика линейной функции у = kx +т, где
k+ 0, решить: а) уравнение kx + т = 0; б) неравенство kx +
+т > 0; в) неравенство kx +т < 0?
8. в каком случае линейная функция возрастает, а в каком
убывает? как об этом можно судить по графику линейной
функции?
ответ: a ∈ (-1/40; 0)∪(0; +∞)∪{-2}.
Пошаговое объяснение: Рассмотрим отдельно случай, когда а = 0. Имеем следующее уравнение: -2x = 10, имеющее единственный корень. Данное значение а нам не подходит.
Пусть а = -2. Имеем следующее уравнение:
0x² - (0+2)x +10 - 10 = 0; 10 = 10 ⇒ x - любое число. Корней бесконечно много, поэтому это значение параметра нам подходит.
Если а ≠ 0, то уравнение - квадратное и имеет больше одного корня, если его дискриминант D > 0.
Найдем дискриминант:
D = (-(a+2))² - 4a(2a + 4)(-5a - 10) = a² + 4a + 4 + 4a(2a + 4)(5a
+ 10) = a²+ 4a + 4 + 4a(10a² + 20a + 20a + 40) = a² + 4a + 4 + 40a³ + 160a² + 160a = 40a³ + 161a² + 164a + 4 > 0.
40a³ + 161a² + 164a + 4 > 0
40a³ + a² + 160a² + 4a + 160a + 4 > 0
a²(40a + 1 ) + 4a(40a + 1) + 4(40a + 1) > 0
(40a + 1)(a² + 4a + 4)>0
(40a + 1)(a + 2)²> 0
40a+ 1 > 0 ⇒ a > -1/40.
Не забываем про a = -2 и а = 0, записываем ответ: a ∈ (-1/40; 0)∪(0; +∞)∪{-2}.
Объяснение:
1. а) необходимо на место х в дроби подставить заданные значения, т.е.:
при х = 0: (х+3)/(1-4х) = (0+3)/(1-0*4) = 3
при х = -1: (-1+3)/(1-4*(-1)) = 2/5 или же 0,4 это одно и то же
при х = 0,3: (0,3+3)/(1-0,3*4) = 3,3 / (-0,2) = -33/2 = -16,5
при х = -1/4: (-1/4+3)/(1-(-1/4)*4) = (-11/4) / 2 = -11/8
при х = 7: (7+3)/(1-4*7) = 10 / (-27) = - 10/27
при х = 3/2: (3/2+3)/(1-4*(3/2)) = (9/2) / (-5) = -9/10
б) дробь равна нулю, если числитель равен нулю, т.е.:
х + 3 = 0, при х = -3
в) дробь не имеет смысла, если знаменатель равен нулю, что вполне логично, т.к. на 0 делить нельзя, по крайней мере в школе
1 - 4х = 0, х = 1/4
2. а) нужно просто подставить х = -1 и у = 1:
((-1 - 3)^2 + 1^2 -2) / ((2*1 - (-1))*(5 + (-1)^4)) = ((-4)^2 + 1 - 2) / ((2 + 1)*(5 + 1)) = 15 / 18 = 5/6; вычисления в этом пункте лучше еще раз перепроверить
б) здесь можно приравнять скобку в знаменателе к 0:
(2у - х) = 0, при х = 0 и у = 0