В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием младших школьников, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах. Конфликт — враждебное, негативное противостояние людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.
не забудьте правильно оформить цитату: Попова О. С. Конфликт между учениками в классе... // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1765-1768.
1 Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг) Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей. В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей. Среди участников конфликта различают:- оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;- вовлеченные группы;- заинтересованные группы. Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам: либо они повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы. Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:· Межличностный конфликт – это самый распространенныйтип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.· Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.· Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. 2). Причины возникновения конфликтов:1. «Позиционный дефицит». Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности.2. «Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.3. Формирование агрессивных реакций человека.4. Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.5. Низкий уровень коммуникации.6. Низкая культура поведения. Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.(то есть найти компромисс) Не отвечайте на агрессию агрессией;· Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;· Дайте возможность оппоненту высказаться;·Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;· Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;· Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Этапы разрешения конфликта:· создать атмосферу сотрудничества;· стремиться к ясности отношений и общения;· признать наличие конфликта;· договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);· очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;· добиться соглашения;· установить срок решения;· Воплотить план в жизнь;· Оценить принятое решение.
не забудьте правильно оформить цитату:
Попова О. С. Конфликт между учениками в классе... // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1765-1768.
могут возникать конфликты.
2). Причины возникновения конфликтов:1. «Позиционный дефицит». Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности.2. «Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.3. Формирование агрессивных реакций человека.4. Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.5. Низкий уровень коммуникации.6. Низкая культура поведения. Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.(то есть найти компромисс) Не отвечайте на агрессию агрессией;· Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;· Дайте возможность оппоненту высказаться;·Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;· Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;· Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.
Этапы разрешения конфликта:· создать атмосферу сотрудничества;· стремиться к ясности отношений и общения;· признать наличие конфликта;· договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);· очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;· добиться соглашения;· установить срок решения;· Воплотить план в жизнь;· Оценить принятое решение.