Сразу обращает на себя внимание поразительная А.С. Макаренко доверять человеку и верить в него. Не раз случалось, что его подводили, обманывали, но практически никогда он не вычеркивал человека из своей жизни. Такое сопоставление может показаться странным, но здесь проявляется глубоко христианский принцип, утверждающий возможность покаяния и нравственного воскресения падшего человека. Более того, в фильме есть своеобразная вариация истории блудного сына, когда воспитанник, покинув было колонию, возвращается к своему наставнику со слезами и становится его верным соратником, исполняя должность инкассатора-курьера (А.С. Макаренко поручает ему перевозку денег, вооружая личным наганом). Именно доверие позволило бывшему преступнику и грубияну Задорову стать сначала командиром отряда, а затем студентом Технологического института. Этот же принцип лежит в основе системы самоуправления, на котором держится вся хозяйственная жизнь колонистов. А.С. Макаренко удалось внедрить в сознание подростков идею личной ответственности. Наказание неотвратимо – об этом знал каждый его питомец. И в этом заключалась его полемика с кабинетными учеными, привыкшими к абстракциям, но не знавшими практической жизни и практической педагогики. Если отвлечься от идеологических наслоений фильма и книги А.С. Макаренко, можно считать его подход в педагогике одним из самых значительных достижений отечественной педагогической мысли. Более того, педагог и воспитатель предложил, разработал и практически примени великолепную систему управления людьми, изучать которую следует и тем, кого называют современными менеджерами. Принципы А.С. Макаренко основаны на высокой требовательности к человеку и вере в его высокое предназначение.
Сразу обращает на себя внимание поразительная А.С. Макаренко доверять человеку и верить в него. Не раз случалось, что его подводили, обманывали, но практически никогда он не вычеркивал человека из своей жизни. Такое сопоставление может показаться странным, но здесь проявляется глубоко христианский принцип, утверждающий возможность покаяния и нравственного воскресения падшего человека. Более того, в фильме есть своеобразная вариация истории блудного сына, когда воспитанник, покинув было колонию, возвращается к своему наставнику со слезами и становится его верным соратником, исполняя должность инкассатора-курьера (А.С. Макаренко поручает ему перевозку денег, вооружая личным наганом).
Именно доверие позволило бывшему преступнику и грубияну Задорову стать сначала командиром отряда, а затем студентом Технологического института. Этот же принцип лежит в основе системы самоуправления, на котором держится вся хозяйственная жизнь колонистов. А.С. Макаренко удалось внедрить в сознание подростков идею личной ответственности. Наказание неотвратимо – об этом знал каждый его питомец. И в этом заключалась его полемика с кабинетными учеными, привыкшими к абстракциям, но не знавшими практической жизни и практической педагогики.
Если отвлечься от идеологических наслоений фильма и книги А.С. Макаренко, можно считать его подход в педагогике одним из самых значительных достижений отечественной педагогической мысли. Более того, педагог и воспитатель предложил, разработал и практически примени великолепную систему управления людьми, изучать которую следует и тем, кого называют современными менеджерами.
Принципы А.С. Макаренко основаны на высокой требовательности к человеку и вере в его высокое предназначение.