Анализ последней повести особенно замечателен. Критик подчеркивает реализм этого произведения. Он указывает, что старосветских помещиков связывает лишь одно "низменное" чувство - привычка. К высшим поэтическим достижениям этой повести он относит диалог между Пульхерией Ивановной и Афанасием Ивановичем на тему: "Чего бы такого еще поесть". А между тем, говорит Белинский, у Гоголя показано "великое таинство души человеческой", поставлена "великая психологическая задача": почему такое, казалось бы, низменное чувство, как привычка, часто превышает по своей силе высокие и благородные страсти людей? "Г-н Гоголь, - пишет критик, - сравнивает ваше глубокое, человеческое чувство, вашу высокую, пламенную страсть с чувством привычки жалкого получеловека и говорит, что его чувство привычки сильнее, глубже и продолжительнее вашей страсти… Так вот где часто скрываются пружины лучших наших действий, прекраснейших наших чувств! О бедное человечество! жалкая жизнь!" (3, 1, 292). Не раз потом Белинский, уже в связи с социальными задачами русской жизни, задумается над страшным вопросом о силе привычки, над проблемой традиций, которые нельзя безнаказанно игнорировать.
Когда я приехал в Лондон весной. Я пошел к дяде
кто врач. Я нашел его с его другом, мистером Эндерби, и
мой дядя пригласил меня пообедать с ними. После обеда, когда
мой дядя был
рассказывая нам о поездке, которую он предпринял, его жена
позвала его к телефону.
«Мне очень жаль, - сказал он, когда вернулся, - я должен пойти посмотреть
пациент. Я постараюсь вернуться как можно скорее. Не уходи ".
Он пошел, чтобы надеть шляпу и пальто, и, проходя через
комнату, он очень тихо сказал мне: «Позаботься о мистере Эндерби, Джек.
Поговорите с ним о собаках; он любит их."
Я как раз собирался начать разговор с мистером Эндерби, когда
мы услышали шум, и собака моего дяди вбежала в комнату. Он заплатил