1. Галоўны герой твора…а) Мікола Кужалевіч; б) Даніла Малец; в) Пані Мар’я.2. Аўтар твора…а) Змітрок Бядуля; б) Якуб Колас; в) Янка Брыль.3. Бацька Даніка…а) Служыць у арміі; б) Загінуў на вайне; в) Жыве ў другім горадзе.4. Што купіла мама Даніку пад восень для школы?а) Кашулю; б) Партфель; в) Боцікі.5. Што абяцаў падарыць Даніку настаўнік?а) Кніжку; б) Альбом; в) Сшытак.6. На якой мове пачаў вучыцца Данік?а) На беларускай; б) На рускай; в) На польскай.7. Хто дапамагаў Даніку вучыць урокі?а) Маці; б) Мікола; в) Дзед Мікіта.8. З кім з вясковых хлопцаў пасябраваў Данік?а) З Васілём; б) З Паўлам; в) З Міколам.9. Вёска, у якой жыве Данік завецца…а) Галынец; б) Галынка; в) Галанава.10. “Сірочы хлеб” – гэта…а) Апровесць; б) Апавяданне; в) Паэма. Так пойдёт?
Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) ; если предложение восклицательное, отметить это. Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое. Рассказать о строении предложения: двусоставное или односоставное; если односоставное - какого типа (определенно - личное, неопределенно - личное, безличное, назывное) ; нераспространенное или распространенное; полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен) . Отметить, если предложение осложнено однородными членами (однородными предложениями с обобщающим словом) или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее - второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого) . Объяснить расстановку знаков препинания. Сказуемое
Указать, является ли сказуемое простым глагольным или составным (глагольным или именным) . Указать, чем выражено сказуемое: простое - какой формой глагола; составное глагольное - из чего состоит; составное именное - какая употреблена связка, чем выражена именная часть. Предложение с однородными членами
В п. 5 разбора простого предложения указать, какие это однородные члены и как они связаны между собой (только при интонации или при интонации и союзов) . Предложение с обособленными членами
В п. 5 разбора простого предложения указать, каким членом предложения является весь оборот; затем как члены предложения разобрать слова, входящие в него. Предложение с обособленными членами
Указать, что это предложение с прямой речью. Назвать слова автора и прямую речь. Разобрать их. Объяснить расстановку знаков препинания. Начертить схему. Сложносочиненное предложение
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения. Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий) . Объяснить расстановку знаков препинания. Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения. Указать главное и придаточное предложения. Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение) , какое именно это сложноподчиненное предложение. Объяснить расстановку знаков препинания. Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения. Указать главное и придаточное предложения. Указать, какое это подчинение: последовательное, параллельное, однородное (или комбинацию этих видов) . Объяснить расстановку знаков препинания. Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.
Так пойдёт?
Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) ; если предложение восклицательное, отметить это.
Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.
Рассказать о строении предложения:
двусоставное или односоставное; если односоставное - какого типа (определенно - личное, неопределенно - личное, безличное, назывное) ;
нераспространенное или распространенное;
полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен) .
Отметить, если предложение осложнено однородными членами (однородными предложениями с обобщающим словом) или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др.
Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее - второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого) .
Объяснить расстановку знаков препинания.
Сказуемое
Указать, является ли сказуемое простым глагольным или составным (глагольным или именным) .
Указать, чем выражено сказуемое:
простое - какой формой глагола;
составное глагольное - из чего состоит;
составное именное - какая употреблена связка, чем выражена именная часть.
Предложение с однородными членами
В п. 5 разбора простого предложения указать, какие это однородные члены и как они связаны между собой (только при интонации или при интонации и союзов) .
Предложение с обособленными членами
В п. 5 разбора простого предложения указать, каким членом предложения является весь оборот; затем как члены предложения разобрать слова, входящие в него.
Предложение с обособленными членами
Указать, что это предложение с прямой речью. Назвать слова автора и прямую речь. Разобрать их. Объяснить расстановку знаков препинания. Начертить схему.
Сложносочиненное предложение
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий) .
Объяснить расстановку знаков препинания.
Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.
Сложноподчиненное предложение с одним придаточным
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Указать главное и придаточное предложения.
Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение) , какое именно это сложноподчиненное предложение.
Объяснить расстановку знаков препинания.
Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Указать главное и придаточное предложения.
Указать, какое это подчинение: последовательное, параллельное, однородное (или комбинацию этих видов) .
Объяснить расстановку знаков препинания.
Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.