лексический разбор является одним из самых тяжёлых факультативных видов разбора для школьной практики. лексический разбор слова должен проводиться при лингвистических слов, словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря языка и не только .
схема лексического разбора слова:
определите лексическое значение слова в контексте.
если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём языка).
установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
подберите антонимическую пару к данному слову.
определите, является данное слово исконно или заимствовано из другого языка.
установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
определите, является ли слово устаревшим.
укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.
Нам продкаў кемкасць захавала
Шмат весцяў дзіўных з быўшых год, - метафара
Хоць гэтых весці ўжо нямала
Ў няпамяць кінуў сам народ. - метафара
Усё ж яшчэ штось засталося
Унукам з прадзедаў жыцця...
Няхай жа гэтыя калоссі
Мінуць скаранне небыцця! - эпитет
Няхай той час, што згінуць мусіў
У беспрасветнай векаў мгле, - эпитет
Для беспрыпыннай Беларусі - эпитет
Хоць толькі ў песні ажыве.
Збіраць пачнем зярно к зярняці,
Былое ў думках ускрашаць, - метафара
Каб быт на новы лад пачаці
I сеўбу новую пачаць. - метафара
Пачнём дакапывацца самі
Разгадкі нашых крыўд і бед,
Што леглі цёмнымі лясамі
На нашай долі з даўных лет. - метафара
Пачнём някратаны паданні
Сачыць пад бацькаўскай страхой, - метафара
Шукаць ад рання і да рання,
А толькі хай шукае свой.
лексический разбор является одним из самых тяжёлых факультативных видов разбора для школьной практики. лексический разбор слова должен проводиться при лингвистических слов, словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря языка и не только .
схема лексического разбора слова:
определите лексическое значение слова в контексте.
если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём языка).
установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
подберите антонимическую пару к данному слову.
определите, является данное слово исконно или заимствовано из другого языка.
установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
определите, является ли слово устаревшим.
укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.
синтаксис