Раман У. Караткевіча “Каласы пад сярпом тваім”
Пытанні для разважання
1. Стары Вежа сказаў: ”Сабачая нізасць не так рэжа вока. Яна – прыроджаная...?”
- У якой сітуацыі былі сказаны гэтыя словы (сцісла апішыце эпізод)
- Які сэнс укладваў стары князь у сваю выснову.
- Выкажыце свае адносіны да ўзнятаў праблемы.
2. У вусны К.Каліноўскага пісьменні укладвае горкае прызнанне: “Звычайна ў
людзей так. Першае – гэта я, другое – сям’я. Родны дом, трэцяе – родны горад,
чыцвёртае – родная краіна, пятае – родная Зямля, роднае Чалавецтва. І кожны
любіць сам сябе, амаль усе – сям’ю, большасць – родны горад, частка – радзіму.
І толькі адзінкі любяць чалавецтва. Па-сапраўднаму, а не на словах... мы нават
да любові да радзімы не дараслі.”
- У якой сітуацыі былі сказаны гэтыя словы (сцісла апішыце эпізод)
- Ці падзяляеце вы пазіцыю героя? Выкажыце свае адносіны да ўзнятай
праблемы.
3. Разважаючы над рэформай 1861 года (адмена прыгоннага права ў Расійскай
імперыі), аўтар выказаў наступную думку: “Улада над асобай! Ніхто не думаў, ці
варта чагосьці асоба, якая дазваляе, каб нехта над ёю ўладарыў, і ці вялікая гэта
страта – страта ўлады над такой асобай”.
- Як вы зразумелі пазіцыю аўтара?
- Выкажыце вашы адносіны да ўзнятай праблемы.
Форма 2-й асобы множественного числа настоящего времени образуется путем добавления к основе глагола окончания "-unk" (для глаголов, у которых гласный в последнем слоге основы является гласным "a", "á", "o", "ó", "u", "ú") или "-ünk" (для глаголов, у которых гласный в последнем слоге основы является гласным "e", "é", "i", "í", "ö", "ő", "ü", "ű").
Основа глагола "стрыйчы" в 3-й лице ед. числа настоящего времени абвеснага ладу (небежнага ладу) выглядит также как и в инфинитиве - "стриж". Поэтому, чтобы образовать форму 2-й асобы множественного числа настоящего времени, мы должны добавить окончание "-unk" (так как последний гласный "и" в основе глагола является гласным "i").
Таким образом, форма 2-й асобы множественного числа настоящего времени глагола "стрыйчы" абвеснага ладу будет выглядеть следующим образом: "стрижунк".
Надеюсь, что данное объяснение помогло вам понять и разобраться с данной грамматической трудностью. Если у вас возникнут еще вопросы, не стесняйтесь задавать их.
В начале рассказа описывается ситуация, что на реке происходит сильное наводнение, и местные жители оказываются в опасности из-за грозного состояния воды. Многие люди теряют свои дома и имущество. Главные герои рассказа - гидролог и его верный помощник-пароходчик, принимают решение помогать людям, используя паромы для эвакуации.
Опираясь на свой профессиональный опыт и знания о реке, гидролог решает прокладывать маршруты парома через самые безопасные участки реки. Они спасают много людей, которые благодаря паромам удаются покинуть затопленные участки и пережить данную непогоду.
Основной конфликт заключается в том, что на одном из паромов оказывается весточка для личности, на которую охотятся силы репрессивного аппарата по политическим причинам. Герои рассказа, несмотря на риск самих себя, принимают решение помочь этому человеку скрыться, перевезя его на другой берег реки.
В конце рассказа рассказывается, что герои создают новый паром, чтобы люди всегда могли уверенно пользоваться этим средством передвижения и спасаться в случае опасности.
Объяснение решения:
Рассказ "Паром на бурной реке" Владимира Караткевича является произведением о героизме и жертвенной помощи людям в критические моменты. Гидролог и пароходчик, используя свои знания и опыт работы на реке, не только спасают людей от наводнения, но и решают помочь преследуемому человеку.
Главный герой рассказа, гидролог, осознает, что помимо своей профессиональной обязанности заботиться о безопасности людей, ему приходится принимать важные решения на основании своих моральных ценностей. Он решает помочь неизвестному человеку, игнорируя возможные последствия для себя и своего помощника. Это демонстрирует важность гуманизма и заботы о других людях.
Пояснение школьнику:
Рассказ "Паром на бурной реке" Владимира Караткевича повествует о том, как во время наводнения главные герои, гидролог и пароходчик, используют паромы для спасения людей от наводнения и помогают одному человеку скрыться от опасности.
Гидролог - это человек, который изучает реки и особенности их поведения. В данном рассказе он использует свои знания о реке, чтобы найти самые безопасные места для прохождения парома и спасения людей. Пароходчик - это человек, управляющий паромом, то есть он отвечает за его передвижение по реке.
Герои рассказа сталкиваются с трудностями, так как на одном из паромов оказывается человек, на которого кто-то ищет. Но они решают помочь ему, несмотря на риск для самих себя. В конце рассказа герои создают новый паром, чтобы в будущем не только спасать людей, но и облегчать их передвижение по реке в безопасность.
Таким образом, в рассказе "Паром на бурной реке" автор показывает, как героизм и забота о других людях могут преодолеть трудности и принести пользу большому количеству людей.