Лабанович приезжает в глухую деревушку учителем для детей. В первый вечер он знакомится с местной бабкой . Она ему сразу начинает про девушек местных рассказывать, потом идет речь про смысл жизни. Лабановичу начинает нравится местный народ, тк они как бы дикие , очень простые, мужественные. Потом он едет в город, наладить контакт с будущим начальством, заодно забрать канцелярские принадлежности. Там он знакомится с местной интеллигенцией, но ему понравился только священник Кирилл. Остальные были нечестны и постоянно брали взятки.Детей он любил, был с ними на равных, болел за них. Дети были умные, но сначала побаивались его, а потом полюбили. Одним вечером он познакомился с дочкой пана Падлоучага, Ядвисей. Она ему очень понравилась, они полюбили друг друга. Но этот пан был тираном: первую жену он постоянными побоями довел до смерти, и дочки его боялись. Один раз Ядвися побывала у родственников под Гродно и увидела, что можно жить лучше, чем они здесь. И она решила уехать. Лабанович узнал об этом очень поздно, и хотел показать ей свои чувства Когда Лабнович с классом садил деревья, он посадил грушу. А потом привел туда Ядвисю и сказал, что эта груша для нее. Она захихикала и сказала, что вырвет ее с корнем, потому что она такая дикая как и эта груша. На следующий день она должна была уехать. По совету бабки она подкинула ему письмо, но ночью решила его убрать. Лабанович ее поймал с поличным. В результате они поцеловались, на Ядвися, из гордости, отпихнула его и обозвала дураком. Но он не обиделся. Наутро Ядвися уехала, но вырвать грушу не хватило сил, поэтому она только обломала верхушку. И вот вспомнила, бабку Марья звали
Вулица выводзиць на рынак.Ён застауле.Н..ы вазами з паднятыми угору аглоблями.Шум и тлум стаиць навокал.Игнась глядзиць па бака.Х.. и дзивицца, як многа сабралася людзей.Вунь на возе сядзиць тоусты мужчына.Ён прымайстравау да аглобли вагу - стралу и гандлюе яблыками. Бацька увесь час трымае у руках лейцы и варочае беднага Гнядога и туды и сюды : гэта каб не зачапицца за чый-небудзь воз.А Гняды так стараецца дастаць канюшыну, або сена з чужога воза нибы не... ну тры дн.i.. Усю дарогу Алеся адольвали неспакойныя думки.Прывыкшы спаць у дарозе, ён заплюшчыу вочы, але яму усё мроилися дрэвы и сон зникау.Колы кацилися пациху, драбины рыпели пагражаючы, нибы вось- вось ра.сс..ыплюцца, и Алесем авалодала такая абыякавасць да усяго навакольнага,што ён нi.. разу н.е. падагнау каня. Адзинокия дрэвы у палях, нерухомыя и бязгучныя ,н.е.. кивали н..i. адной сваёй галинкай.Ноч насунулася знянацку. Алесь н.е. зауважыу як сцямнела.На захадзе як след ад сонца засталася тольки (жоута-чырвоная паласа и тая увачавидки ра...сплывалася у цемр.ы. Прыгадау даунину маладосць.Ды якую даунину! Хлопцам будучы таксама на заробки хадзиу,па Расе пл.ыты ганяу,вугаль палиу,лес рыхтавау. Працы перароблена не зличыць. А кольки пражыу? Глупства:только чацвёрты дз.е.сятак скончыуся,а старасць ужо сивизной у галаву ды бараду лезе.
Бацька увесь час трымае у руках лейцы и варочае беднага Гнядога и туды и сюды : гэта каб не зачапицца за чый-небудзь воз.А Гняды так стараецца дастаць канюшыну, або сена з чужога воза нибы не... ну тры дн.i..
Усю дарогу Алеся адольвали неспакойныя думки.Прывыкшы спаць у дарозе, ён заплюшчыу вочы, але яму усё мроилися дрэвы и сон зникау.Колы кацилися пациху, драбины рыпели пагражаючы, нибы вось- вось ра.сс..ыплюцца, и Алесем авалодала такая абыякавасць да усяго навакольнага,што ён нi.. разу н.е. падагнау каня.
Адзинокия дрэвы у палях, нерухомыя и бязгучныя ,н.е.. кивали н..i. адной сваёй галинкай.Ноч насунулася знянацку. Алесь н.е. зауважыу як сцямнела.На захадзе як след ад сонца засталася тольки (жоута-чырвоная паласа и тая увачавидки ра...сплывалася у цемр.ы.
Прыгадау даунину маладосць.Ды якую даунину! Хлопцам будучы таксама на заробки хадзиу,па Расе пл.ыты ганяу,вугаль палиу,лес рыхтавау. Працы перароблена не зличыць. А кольки пражыу? Глупства:только чацвёрты дз.е.сятак скончыуся,а старасць ужо сивизной у галаву ды бараду лезе.