Спішыце, падкрэсліце граматычныя асновы, вызначце віды даданых частак, расстаўце знакі прыпынку, зрабіце сінтаксічны разбор 1-га і 3-га сказаў, пабудуйце схемы ўсіх сказаў. 1. Над маладзіком які чырванеецца рожкамі ўгару невысока блішчыць Венера. 2. Выйшлі з двара надвячоркам калі ўздоўж вуліцы наскрозь ружавеў ад сонца ўзняты каровамі пыл. 3. Гаварыць з Аркадзем было цяжка нават балюча хоць ніякай асабістай віны перад ім Багдан не адчуваў. 4. Ваня адчуў як непрыемны халадок прабег у грудзях але не паказаў страху. 5. Эдзік пастаяў на прыпарушанай снегам платформе пакуль поезд замятаючы белы пыл не пайшоў далей. 6. Я знарок выйшаў рана каб да горада ісці пешкі. 7. Некалі я лічыў што струны гэтай скрыпкі нават самі па сабе не могуць гучаць кепска. 8. Ірачцы шкада было летніх цёплых дзён якія бясследна мінаюць і не вернуцца… 9. Калі заходзіць гутарка пра Мір звычайна згадваецца ўнікальны замкавы комплекс які мог бы зрабіць славу любому паселішчу. 10. Хлапчукі прывіталіся і падышлі бліжэй каб зірнуць што малюе настаўнік.
Мотив действительно безыскусен: интеллигент, близорукий книжник, боится упреков в нерасторопности и трусости больше, чем смертельной опасности, он хочет соответствовать меркам старшины, то есть общей мерки долга, тягот, риска. Он хочет быть вровень с другими, иначе ему – стыдно.
После Фишера, в самый разгар боя на переезде гибнут Карпенко и Свист. О себе Карпенко не очень тревожился: он сделает все, что от него потребуется. Это надежный служака, не избалованный жизнью. Его действия в бою предрешены. А смерть Свиста наступила вследствие неравного единоборства с немецким танком: он бросил одну за другой гранаты под гусеницы, но отбежать не успел.
Повесть заканчивается, когда Василий Глечик, самый юный из шестерых, еще жив, но, судя по всему, обречен. Мысль о том чтобы оставить позицию была для него неприемлемой. Нельзя нарушить приказ комбата, его нужно выполнить любой ценой, и, конечно, присяга и долг перед родиной.
Писатель дал почувствовать, как горько, когда обрывается такая чистая и молодая, верующая в добро жизнь. До Глечика донеслись странные печальные звуки. Он увидел, как за исчезающей стаей летел отставший, видно, подбитый журавль; отчаянный крик птицы безудержной тоской захлестнул сердце юноши. Этот журавлиный крик – полная печали и мужества песня прощания с павшими и призывный клич, возвещающий о смертельной опасности, и этот мальчик потрясенно открыл для себя: ему скоро предстоит умереть и ничего изменить нельзя. Он схватил единственную гранату и занял свою последнюю позицию. Без приказа. Хорошо зная, что это конец. Не желая умирать и, не умея выживать любой ценой. Это была героическая позиция.
Герои повести «Журавлиный крик» при всем разнообразии своих характеров схожи в главном. Все они сражаются до конца, своей кровью, своей жизнью обеспечивая организованный отход батальона. Через их трагическую судьбу очень убедительно показывается трагедия первых военных лет и реалистически раскрывается неброское во внешних своих проявлениях мужество солдат, которые в конечном итоге обеспечили нашу победу.