Выкарыстоу́ваючы розныя спалучэнні простых і складных лічэбникау́, утварыце і запішіте чем састау́ных колькасных лічэбнікау́ Шаснаццаць, тысяча, дзвесце,пяцьдзясят, восемь.
Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) ; если предложение восклицательное, отметить это. Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое. Рассказать о строении предложения: двусоставное или односоставное; если односоставное - какого типа (определенно - личное, неопределенно - личное, безличное, назывное) ; нераспространенное или распространенное; полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен) . Отметить, если предложение осложнено однородными членами (однородными предложениями с обобщающим словом) или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее - второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого) . Объяснить расстановку знаков препинания. Сказуемое
Указать, является ли сказуемое простым глагольным или составным (глагольным или именным) . Указать, чем выражено сказуемое: простое - какой формой глагола; составное глагольное - из чего состоит; составное именное - какая употреблена связка, чем выражена именная часть. Предложение с однородными членами
В п. 5 разбора простого предложения указать, какие это однородные члены и как они связаны между собой (только при интонации или при интонации и союзов) . Предложение с обособленными членами
В п. 5 разбора простого предложения указать, каким членом предложения является весь оборот; затем как члены предложения разобрать слова, входящие в него. Предложение с обособленными членами
Указать, что это предложение с прямой речью. Назвать слова автора и прямую речь. Разобрать их. Объяснить расстановку знаков препинания. Начертить схему. Сложносочиненное предложение
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения. Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий) . Объяснить расстановку знаков препинания. Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения. Указать главное и придаточное предложения. Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение) , какое именно это сложноподчиненное предложение. Объяснить расстановку знаков препинания. Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения. Указать главное и придаточное предложения. Указать, какое это подчинение: последовательное, параллельное, однородное (или комбинацию этих видов) . Объяснить расстановку знаков препинания. Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.
Ёлка - важны сімвал Новага года. У нашай сям'і гэта свята ніколі не абыходзіцца без ёлкі. Звычайна мы ўпрыгожваем ёлку дваццаць сёмага снежня - у дзень нараджэння маёй малодшай сястры. Елачныя цацкі ў нас у асноўным старыя. Яны дасталіся нам ад маіх бабулі і дзядулі. Гэтыя цацкі вельмі прыгожыя і разнастайныя, у адрозненне ад аднолькавых і нецікавых сучасных шарыкаў. Сярод іх ёсць фігуркі людзей, жывёл, казачных персанажаў, шышкі, ледзяшы, сняжынкі і шмат іншага. Цацкі ў асноўным шкляныя, таму, на жаль, іх з кожным годам становіцца ўсё менш. Яны часам разбіваюцца, але, як кажа мая мама, гэта добрая прыкмета. Колькасць бабуліных цацак памяншаецца, таму мы кожны год купляем трохі сучасных: рознакаляровыя шарыкі з пластыка, якія не разбіваюцца, але і не вылучаюцца асаблівай разнастайнасцю. А вось сучасныя гірлянды вельмі прыгожыя. У нас ёсць пластыкавая гірлянда чырвонага колеру ў выглядзе званочкаў, залацістая з матылькоў, гірлянда з рознакаляровымі лямпачкамі. Спачатку мы вешаем на ёлку гірлянду з лямпачак. Потым развешваем цацкі. У гэтым заўсёды ўдзельнічае ўся сям'я. Гэта наша традыцыя. Мы з сястрой упрыгожваем ёлку знізу, а бацькі - зверху. Пасля таго, як развешаны ўсе цацкі, вешаюцца пластыкавыя гірлянды. Пад ёлку мы заўсёды ставім фігуркі Дзеда Мароза і Снягуркі. Вось і гатовая наша елачка. Цяпер трэба берагчы яе ад ката, які вельмі любіць гуляць з елачнымі цацкамі і гірляндамі, часам пераварочваючы ёлку. Кузя, трымайся далей ад елкі! Не чапай нашу прыгажуню!
Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) ; если предложение восклицательное, отметить это.
Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.
Рассказать о строении предложения:
двусоставное или односоставное; если односоставное - какого типа (определенно - личное, неопределенно - личное, безличное, назывное) ;
нераспространенное или распространенное;
полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен) .
Отметить, если предложение осложнено однородными членами (однородными предложениями с обобщающим словом) или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др.
Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее - второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого) .
Объяснить расстановку знаков препинания.
Сказуемое
Указать, является ли сказуемое простым глагольным или составным (глагольным или именным) .
Указать, чем выражено сказуемое:
простое - какой формой глагола;
составное глагольное - из чего состоит;
составное именное - какая употреблена связка, чем выражена именная часть.
Предложение с однородными членами
В п. 5 разбора простого предложения указать, какие это однородные члены и как они связаны между собой (только при интонации или при интонации и союзов) .
Предложение с обособленными членами
В п. 5 разбора простого предложения указать, каким членом предложения является весь оборот; затем как члены предложения разобрать слова, входящие в него.
Предложение с обособленными членами
Указать, что это предложение с прямой речью. Назвать слова автора и прямую речь. Разобрать их. Объяснить расстановку знаков препинания. Начертить схему.
Сложносочиненное предложение
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий) .
Объяснить расстановку знаков препинания.
Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.
Сложноподчиненное предложение с одним придаточным
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Указать главное и придаточное предложения.
Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение) , какое именно это сложноподчиненное предложение.
Объяснить расстановку знаков препинания.
Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Указать главное и придаточное предложения.
Указать, какое это подчинение: последовательное, параллельное, однородное (или комбинацию этих видов) .
Объяснить расстановку знаков препинания.
Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.
Елачныя цацкі ў нас у асноўным старыя. Яны дасталіся нам ад маіх бабулі і дзядулі. Гэтыя цацкі вельмі прыгожыя і разнастайныя, у адрозненне ад аднолькавых і нецікавых сучасных шарыкаў. Сярод іх ёсць фігуркі людзей, жывёл, казачных персанажаў, шышкі, ледзяшы, сняжынкі і шмат іншага. Цацкі ў асноўным шкляныя, таму, на жаль, іх з кожным годам становіцца ўсё менш. Яны часам разбіваюцца, але, як кажа мая мама, гэта добрая прыкмета.
Колькасць бабуліных цацак памяншаецца, таму мы кожны год купляем трохі сучасных: рознакаляровыя шарыкі з пластыка, якія не разбіваюцца, але і не вылучаюцца асаблівай разнастайнасцю. А вось сучасныя гірлянды вельмі прыгожыя. У нас ёсць пластыкавая гірлянда чырвонага колеру ў выглядзе званочкаў, залацістая з матылькоў, гірлянда з рознакаляровымі лямпачкамі.
Спачатку мы вешаем на ёлку гірлянду з лямпачак. Потым развешваем цацкі. У гэтым заўсёды ўдзельнічае ўся сям'я. Гэта наша традыцыя. Мы з сястрой упрыгожваем ёлку знізу, а бацькі - зверху. Пасля таго, як развешаны ўсе цацкі, вешаюцца пластыкавыя гірлянды. Пад ёлку мы заўсёды ставім фігуркі Дзеда Мароза і Снягуркі.
Вось і гатовая наша елачка. Цяпер трэба берагчы яе ад ката, які вельмі любіць гуляць з елачнымі цацкамі і гірляндамі, часам пераварочваючы ёлку. Кузя, трымайся далей ад елкі! Не чапай нашу прыгажуню!