Что такое совесть? Это осознание своей ответственности принимать решения и действовать, исходя из соображений нравственности и морали. Это искусство самого себя оценивать и воспитывать, наказывать и хвалить. Так же, как голодный не убедит себя в сытости, а уставший и измученный – в том, что он полон сил, так и совесть не позволяет нам думать, что мы поступили хорошо, если мы поступили – плохо. Зачем нужна (и нужна ли?) человеку совесть? Для чего дан ему этот неподкупный судья и контролер всех его деяний, терзающий и обличающий его? Если бы люди не обладали совестью, то каждому из нас требовался бы надзиратель, который направлял бы все наши шаги, учил, воспитывал и следил за каждым нашим поступком. Над нами нет этого постоянного внешнего контроля, но есть другой – внутренний – наша совесть. Мы чувствуем ее, когда гордимся собой или мучаемся от осознания собственной вины. Мы прибегаем к ней, когда совершаем выбор. Ее голос направляет нас, когда мы идем по дороге жизни к своей цели. Вот зачем человеку совесть – чтобы мы сами могли разобраться в том, что происходит с нами и вокруг нас, и руководствовались верными ориентирами. Как направляющий, контролирующий фактор совесть неотделима от морали и нравственности. В ней, как в зеркале, отражается доброта и честность человека, его мотивы и ценности, убеждения, воля и характер. И если он поступает против совести – значит и против себя тоже, изменяя себе и попирая все самое важное и дорогое. Совесть жестока… Суд совести беспощаден. Можно обманывать других, но не себя: перед собой мы всегда предельно откровенны. Переступая черту, мы мучаемся и переживаем безнравственность своих поступков. В переживаниях рождается раскаяние, понимание своего долга и принятие правильного решения. … но совесть и снисходительна Если бы в жизни каждого человека совесть имела такое значение, была бы всегда беспристрастной, наше общество не знало бы лжи и предательства и было добрее и счастливее. Значит, с собственной совестью можно договориться? Если не обмануть, то усыпить ее бдительность, оправдаться, пойти на компромисс. Человек, чтобы облегчить себе жизнь и уменьшить муки совести, придумал немало Он топит совесть в вине, развлечениях и наркотиках, полном безразличии ко всему. Глушит ее суетой и формализмом, текучкой повседневности. Оправдывает себя. Если у меня не сложились отношения с родителями – так потому, что они меня совсем не любят. Если мои знания поверхностны и ограниченны, я плохо образован и не стремлюсь развиваться – так я и не ученый, и самым умным становиться не собираюсь. А если я нечестен, жаден или жесток – так все такие, все врут, воруют и обижают других. И не так страшны эти попытки оправдаться и спрятаться от переживаний, как само отсутствие этих переживаний. Отсутствие внутренней силы, нравственного стержня. Отсутствие совести. Совесть должна быть доброй Но слепо следовать морали не менее опасно, чем игнорировать ее. Ведь моральные нормы не даются нам готовыми, нравственные поступки – всегда вдумчивые, добрые, проникнутые уважением к окружающим и заботой о них. Поступив по совести и сказав правду, иногда можно нанести непоправимый вред человеку, его семье и его отношениям с другими людьми. А сделав «доброе» дело или дав совет в какой-то ответственный момент жизни – какой риск мы берем на себя?
Вот так сложна и неоднозначна роль совести в жизни человека. Формируясь под влиянием воспитания и самовоспитания, эмоций и впечатлений, укрепляясь вместе с развитием воли и личностной позиции, она должна быть тверда и неусыпна, но в то же время добра и отзывчива. И это качество нужно взращивать в себе, измеряя правильность своих поступков внутренними принципами и интересами других, прислушиваясь к голосу своей совести. Порой этот голос тих и плохо различим, он тонет в шумных столпотворениях, заглушается звуками радио и телевизора, перебивается газетами, журналами и пустой болтовней. Но оставшись наедине с собой, мы можем услышать его. И остаться верными себе и своей совести.
Зачем нужна (и нужна ли?) человеку совесть?
Для чего дан ему этот неподкупный судья и контролер всех его деяний, терзающий и обличающий его?
Если бы люди не обладали совестью, то каждому из нас требовался бы надзиратель, который направлял бы все наши шаги, учил, воспитывал и следил за каждым нашим поступком. Над нами нет этого постоянного внешнего контроля, но есть другой – внутренний – наша совесть.
Мы чувствуем ее, когда гордимся собой или мучаемся от осознания собственной вины. Мы прибегаем к ней, когда совершаем выбор. Ее голос направляет нас, когда мы идем по дороге жизни к своей цели. Вот зачем человеку совесть – чтобы мы сами могли разобраться в том, что происходит с нами и вокруг нас, и руководствовались верными ориентирами.
Как направляющий, контролирующий фактор совесть неотделима от морали и нравственности. В ней, как в зеркале, отражается доброта и честность человека, его мотивы и ценности, убеждения, воля и характер. И если он поступает против совести – значит и против себя тоже, изменяя себе и попирая все самое важное и дорогое.
Совесть жестока…
Суд совести беспощаден. Можно обманывать других, но не себя: перед собой мы всегда предельно откровенны. Переступая черту, мы мучаемся и переживаем безнравственность своих поступков. В переживаниях рождается раскаяние, понимание своего долга и принятие правильного решения.
… но совесть и снисходительна
Если бы в жизни каждого человека совесть имела такое значение, была бы всегда беспристрастной, наше общество не знало бы лжи и предательства и было добрее и счастливее. Значит, с собственной совестью можно договориться? Если не обмануть, то усыпить ее бдительность, оправдаться, пойти на компромисс.
Человек, чтобы облегчить себе жизнь и уменьшить муки совести, придумал немало
Он топит совесть в вине, развлечениях и наркотиках, полном безразличии ко всему.
Глушит ее суетой и формализмом, текучкой повседневности.
Оправдывает себя. Если у меня не сложились отношения с родителями – так потому, что они меня совсем не любят. Если мои знания поверхностны и ограниченны, я плохо образован и не стремлюсь развиваться – так я и не ученый, и самым умным становиться не собираюсь. А если я нечестен, жаден или жесток – так все такие, все врут, воруют и обижают других.
И не так страшны эти попытки оправдаться и спрятаться от переживаний, как само отсутствие этих переживаний. Отсутствие внутренней силы, нравственного стержня. Отсутствие совести.
Совесть должна быть доброй
Но слепо следовать морали не менее опасно, чем игнорировать ее. Ведь моральные нормы не даются нам готовыми, нравственные поступки – всегда вдумчивые, добрые, проникнутые уважением к окружающим и заботой о них. Поступив по совести и сказав правду, иногда можно нанести непоправимый вред человеку, его семье и его отношениям с другими людьми. А сделав «доброе» дело или дав совет в какой-то ответственный момент жизни – какой риск мы берем на себя?
Вот так сложна и неоднозначна роль совести в жизни человека. Формируясь под влиянием воспитания и самовоспитания, эмоций и впечатлений, укрепляясь вместе с развитием воли и личностной позиции, она должна быть тверда и неусыпна, но в то же время добра и отзывчива. И это качество нужно взращивать в себе, измеряя правильность своих поступков внутренними принципами и интересами других, прислушиваясь к голосу своей совести. Порой этот голос тих и плохо различим, он тонет в шумных столпотворениях, заглушается звуками радио и телевизора, перебивается газетами, журналами и пустой болтовней. Но оставшись наедине с собой, мы можем услышать его. И остаться верными себе и своей совести.
1.
І думка вынікне — праходзіць,
Як тыя хмаркі на заходзе,
Што без слядочка, быццам цені,
У смутным нікнуць задуменні.
2.
Званок, другі і зараз трэці,
І дрыгнуў поезд, быццам чэрці
Яго сярдзіта скаланулі,
Дождж цэлы іскар сыпанулі
І страшным рогатам заржалі
Ды з дымам далей паімчалі.
3.
І люду мноства тут хадзіла,
Найболей моладзь гарадская,
Ды худасочная, благая,
Ўсё панічы-зухі, паненкі,
А станік іх, бы ў восак, ценкі;
Ідуць, шнуруюць па дарожках,
А чаравічкі на іх ножках
Так і паскрыпваюць, спяваюць,
Нібы капыцікі мільгаюць;
Ідуць, спусціўшы вачаняткі,
На погляд ціхі, як ягняткі.
4.
Вось як цяпер, перада мною
Ўстае куточак той прыгожа,
Крынічкі вузенькая ложа
І елка ў пары з хваіною,
Абняўшысь цесна над вадою,
Як маладыя ў час кахання,
Ў апошні вечар расставання.
5.
Хоць я няволяй цяжка змучан
І з родным берагам разлучан,
Ды я душою ажываю,
Як вокам мыслі азіраю
Цябе, мой луг і бераг родны,
Дзе льецца Нёман срэбраводны,
Дубы дзе дружнай чарадою
Стаяць, як вежы, над вадою
Даўнейшых спраў вартаўнікамі
І ззяюць грозна жараламі.