1.Биология- это наука, изучающая
а) жизнь во всех её проявлениях
б) строение объектов живой и неживой природы
в) взаимодействие объектов живой и неживой природы
г) рациональные пути использования природных ресурсов
2.Низшим уровнем организации живого является
а) атомный б) клеточный
в) молекулярный г) организменный
3.Среди перечисленных веществ биологическим полимером не является:
а) ДНК б) глюкоза в) гликоген г) гемоглобин
4.Вещества, обеспечивающие хранение, воспроизведение и передачу потомкам наследственной информации
а) белки б) жиры в) углеводы г) нуклеиновые кислоты
5. По химическому составу большинство ферментов являются
а) жирами б) белками в) углеводами г) нуклеиновыми кислотами
6. К прокариотам относят
а) грибы б) растения в) бактерии г) животных
7. Хлоропласты можно увидеть в клетках
а) бактерий б) мухомора в) листа клена г) амёбы
8. Половые клетки называют
а) спорами б) зиготами в) гаметами г) гаметофитами
9.Индивидуальное развитие особи от зарождения до гибели – это
а) онтогенез б) гаметогенез в) оплодотворение г) эмбриональное развитие
10. Материальной основой (Единицей) наследственности является:
а) ген б) генотип в) фенотип г) хромосома
11.Наиболее крупной из перечисленных систематических групп является:
а) класс б) вид в) семейство г) царство
12. Существование в природе видов-двойников не позволяет говорить об универсальности критерия вида:
а) географического б) морфологического в) генетического в) биохимического
13.Организмы, производящие органическое вещество в экосистеме:
а) консументы б) продуценты в) паразиты г) редуценты
14. Взаимовыгодные отношения видов в биоценозе:
а) мутуализм б) конкуренция в) хищничество г) нахлебничество
15.Область рас жизни на Земле составляет оболочку, которую называют
а) атмосферой б) гидросферой в) литосферой г) биосферой
16.Различные виды деятельности человека, изменяющие условия обитания живых организмов являются фактором:
а) антропогенным б) абиотическим в)биотическим г)оптимальным
17. Ч.Дарвин утверждал, что при организмов – это результат действия:
а) мутаций б) естественного отбора
в) изоляции г) ненаследственной изменчивости
18.При образовании двух новых видов можно говорить, если между популяциями возникла изоляция:
а) репродуктивная б) экологическая в) поведенческая г) географическая
19. Наиболее древние растения на Земле
а) водоросли б) мхи в) папоротники г) плауны
20. Выберите три верных ответа из 6-ти:
К палеонтологическим доказательствам эволюции относят:
а) остаток третьего века у человека
б) отпечатки растений на пластах каменного угля
в) окаменевшие остатки папоротников
г) рождение людей с густым волосяным покровом на теле
д) копчик у позвоночника человека
е) филогенетический ряд лошади
2. Несмотря на то, что виной лишнего веса называют углеводы, они в обязательном порядке должны присутствовать в рационе. Их основная часть – зерновые (каши, цельнозерновой и ржаной хлеб).
3. При правильном питании следует отдавать преимущество растительным жирам. Так подсолнечное (оливковое) масло должно составлять 10% поступающих жиров. Вместо жарки продукты необходимо тушить или запекать.
4. Переедание – очень опасно для человека.
5. Прием пищи должен происходить только если человек голоден. Чтобы проверить чувство голода, нужно выпить стакан простой воды. Если в течение 10 минут голод не отступит необходимо перекусить. В вечернее время прием пищи должен быть минимальным, так как в желудке практически не вырабатываются пищеварительные ферменты. Съеденная ночью еда превращается в лишний вес.
6. Тщательное пережевывание еды не только препятствует перееданию, но и является залогом правильного усвоения пищи.
7. Здоровое питание невозможно, если в ежедневном рационе человека не присутствуют овощи и фрукты. Именно от них зависит налаженное пищеварение и кислотно-щелочной баланс.
8. Для того чтобы все системы органов человека работали без сбоев, необходимо выпивать ежедневно не менее 2 литров воды.
9. Полуфабрикаты, продукты с высоким содержанием сахара и жиров следует ограничить, а в идеале – необходимо прекратить их потребление.
2.Класс ракообразные, класс паукообразные, класс насекомые.
3.КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ.
а) Ракообразные представлены в основном водными животными. Некоторые, например крабы и мокрицы, могут жить на суше. Низшие ракообразные: дафнии, циклопы. Высшие ракообразные: раки, омары, креветки, крабы и др.
Покровы животных образованы хитиновой кутикулой, образующей наружный скелет. Мышцы образуют пучки, соединяющие соседние сегменты или членики конечности.
На голове речного рака находятся пять пар придатков. Первая пара — антеннулы, выполняющие функции органов осязания и обоняния. Вторая пара — антенны, имеющие вид длинных усиков и выполняющие функции органов чувств, а иногда и передвижения. Затем следуют верхние челюсти — жвалы (мандибулы), размельчающие пищу, и первые и вторые нижние челюсти — максиллы. Первые три пары грудных конечностей (ногочелюсти) речного рака выполняют функции дыхания (жабры), захвата, удержания, измельчения и проталкивания пищи. Следующая пара грудных конечностей образована мощными клешнями. Ходильные ноги имеют одноветвистое строение. В их основании расположены жабры. Брюшные ноги развиты слабо и выполняют дыхательную функцию, а у самцов первые две пары брюшных ножек видоизменены в совокупительный аппарат.
б) Пищеварительная система состоит из трех отделов. Кишка хитинизирована, что важно для перетирания пищи. Желудок разделен на жевательный и цедильный отделы. В жевательном отделе кутикула толще и имеет зазубрины. В цедильной части пища фильтруется. Есть пищеварительная железа, проток которой открывается в короткую среднюю кишку. Она совмещает функции печени и поджелудочной железы. Задняя кишка заканчивается анальным отверстием.
в) Размножение. Раки раздельнополы. Развитие речного рака происходит без метаморфоза. Его первая и вторая пара брюшных ножек превратились в копулятивные органы. Сперматозоиды проникают в семяприемники и там хранятся до момента выхода яиц из женских половых отверстий. Тогда и наступает оплодотворение. Из яйца выходит маленький рачок.
г)креветки,раки,омары,крабы.
д) Некоторые, например циклопы, служат промежуточными хозяевами для развития ленточных червей. Есть паразитирующие формы, например карпоеды. Существенна роль ракообразных в очистке водоемов. Их употребляет в пищу человек.
3.КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ
а) шесть пар конечностей, первые две пары из которых превращены в хелицеры и педипальпы, захватывающие и измельчающие пищу. У скорпионов педипальпы превратились в клешни, а остальные четыре пары — ходильные ноги. На брюшке находятся гомологи конечностей: паутинные бородавки, легочные мешки, трахеи, половые крышечки
б) • пищеварительная система отличается наличием мускулистой сосательной глотки и слюнных желез, секреты которых расщепляют белки. Питаются пауки жидкой пищей. Пищеварение у них внекишечное: добыча сначала убивается, затем разжижается секретом слюнных желез, а затем засасывается глоткой. Большинство паукообразных — хищники. Пауки ловят добычу в ловчую сеть — паутину, образованную клейким секретом паутинных желез и сплетенную ножками паука
в) развитие прямое (за исключением клещей). Паукообразные раздельнополые животные— с внутренним оплодотворением. Они откладывают яйца или живородящи.
г) Пауки, Клещи, Сенокосцы
д) Укусы скорпиона или тарантула ядовиты. Укус каракурта смертелен для человека. Клещи — кровососущие эктопаразиты диких и домашних животных, а также человека. Животные являются переносчиками энцефалита. Внутрикожным паразитом является чесоточный клещ. Защита от паукообразных заключается в обработке мест распространения клещей ядохимикатами, в ношении защитной одежды во время работы или прогулок в лесу.
3.КЛАСС НАСЕКОМЫЕ
а) Тело насекомых разделено на голову, грудь и брюшко. Они появились в позднем палеозое, в девонском периоде. Произошли от червеобразных многоножек.
б) пищеварительная система представлена дифференцированным пищеварительным трактом и слюнными железами. Передняя кишка делится на рот, глотку, пищевод, часто расширяющийся в зоб и желудок. Печени у насекомых нет. Есть слюнные железы, железистые клетки средней кишки и ректальные железы, обеспечивающие всасывание воды. Средняя кишка образует складки. Задняя кишка выводит продукты пищеварения и обмена веществ
в) половая система раздельнополая, резко выражен половой диморфизм, половые железы парные, оплодотворение внутреннее, развитие прямое или непрямое (с метаморфозом);
г) саранча,кузнечики,тараканы, жуки, бабочки, мухи, пчелы.
д) опыление цветковых растений;
участие в почвообразовательных процессах;
осуществление санитарных функций;
регуляция численности других насекомых;
участие в трофических цепях биоценозов;
использование человеком продукта их жизнедеятельности (пчелы, тутовый шелкопряд);
использование для биологической борьбы;
опыление культурных растений