1. Экология – это наука, изучающая:
а. животный мир
б. растительный мир
в. взаимосвязь живых организмов и условия их обитания
г. многообразие живых организмов
2. Влияние полива на рост растения изучают с метода:
а. измерения
б. наблюдения
в. описания
г. эксперимента
3. Размножение – это:
а. увеличение массы тела организма
б воспроизводить себе подобных
в. прекращение процессов жизнедеятельности
г воспринимать воздействие окружающей среды
4. К органическим веществам клетки относятся:
а. белки, витамины, вода
б. минеральные соли, углеводы, жиры
в. углеводы, вода, витамины
г. углеводы, белки, жиры
5. На рисунке растительной клетки цифра 4 обозначает:
а. вакуоль
б. ядро
в. оболочка
г. цитоплазма
6. Покрытосеменные растения отличаются от голосеменных тем, что:
а. имеют корни, стебли
б. имеют цветок и образуют плод
в. живут на суше
г. представлены только травами
7. К болезнетворным грибам относят:
а. пеницилл
б. фитофтору
в. бледную поганку
г. мукор
8. Залежи каменного угля образовались из:
а. отмерших древовидных папоротников
б. скопления отмерших водорослей
в. скопления остатков растительности
г. отмерших мхов
9. Выбрать три правильных ответа из шести предложенных:
Для бактериальной клетки характерны:
а. высокая скорость размножения
б. наличие плотной оболочки
в. размножение с спор
г. отсутствие клеточного ядра
д. являются многоклеточными организмами
е. неподвижны
10. Установить соответствие между органоидами клетки и особенностями их строения:
Органоиды клетки: Выполняемая функция:
а. цитоплазма 1. пластиды, содержащие хлорофилл
б. вакуоль 2. полость, содержащая клеточный сок
в. хлоропласты 3. полужидкое содержимое клетки
11. Вы берите из перечисленных признаков те, которые относятся к животным:
а к передвижению
б. неограниченный рост в течение жизни
в. гетеротрофный тип питания
г. наличие пластид
д. отсутствие клеточной стенки
е. наличие вакуолей
ж. автотрофный тип питания
12.Прочитайте текст. Найдите в тексте неверные утверждения и запишите через запятую их номер:
1.Лишайники – своеобразная группа организмов. 2.Тело лишайника - слоевище. 3.Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между
которыми расположены многоклеточные водоросли. 4.Между грибом и водорослью существует взаимосвязь, полезная как одному, так и другому организму. 5.Это явление получило название микориза. 6.Живут лишайники долго, сотни и даже тысячи лет. 7.Растут лишайники очень быстро.8.Лишайники могут жить в любой загрязнённой атмосфере
моховидные, или мхи, или настоящие мхи, или бриофиты (лат. bryophyta), — отдел высших растений, насчитывающий около 10 тысяч видов, объединённых примерно в 700 родов и 110—120 семейств (общее число всех мохообразных, включая печёночные мхи и антоцеротовые мхи, составляет около 20 000 видов). как правило, это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм; исключение составляют водные мхи, некоторые из которых имеют длину более полуметра, и эпифиты, которые могут быть ещё более длинными.
мхи — это самые просто-устроенные высшие споровые растения.
к высшим растениям их относят потому, что у большинства видов мхов есть подобие стеблей и листьев, а также есть ряд тканей. у водорослей, например, тканей нет. поэтому водоросли относят к низшим растениям.
считается, что у мхов нет корней, но у многих представителей есть ризоиды, которыми мхи прикрепляются к почве и всасывают воду. почему же ризоиды не считают настоящими корнями? в них нет проводящей системы, они не состоят из разных тканей, как у других высших растений.
мхи принадлежат к споровым растениям потому, что размножаются спорами. спорами размножаются также папоротники и ряд других групп растений. в отличие от них голосеменные и покрытосеменные растения размножаются семенами.
считается, что мхи произошли от риниофитов — вымершей группы растений. риниофиты были одними из первых многоклеточных растений, вышедших на сушу и образовавших сосудистые ткани.
в стебле у мхов есть не только проводящие, но и механические и покровные ткани. это связано с адаптацией к наземному обитанию. механические ткани позволяют растению удерживаться вертикально, так как воздух менее плотная среда, чем вода. покровные ткани защищают растение в первую очередь от пересыхания.
листья у многих мхов состоят всего из одного слоя клеток.
из-за слабого развития тканей среди мхов нет крупных растений. обычно это травянистые растения в несколько сантиметров.
несмотря на то, что мхи — это преимущественно наземные растения, они остро в воде, находящейся не только в почве. вода играет важную роль при оплодотворении, т. е. доставке сперматозоидов к яйцеклеткам. поэтому мхи чаще всего растут во влажных местах. их, например, много на болотах.
одной из особенностей мхов является преобладание в их жизненном цикле так называемого гаметофита. обычно в клетках большинства живых организмов находится двойной набор хромосом. растение с таким двойным набором называется спорофитом. однако у мхов в клетках зеленого растения одинарный набор хромосом, и, следовательно, такое растение называют гаметофитом. это уникальное явление характерно для мхов.
жизненный цикл мха примерно таков. из споры с одинарным набором хромосом вырастает растение-гаметофит. именно его мы называем мхом. на женских растениях образуются яйцеклетки, а на мужских сперматозоиды. они тоже содержат одинарный набор хромосом. с воды сперматозоиды достигают яйцеклеток. в результате оплодотворения образуется зигота, в которой хромосомные наборы яйцеклетки и сперматозоида объединяются. получается двойной набор хромосом. зигота дает начало спорофиту, который растет прямо из женского гаметофитного растения. выглядит спорофит обычно как коробочка на стебельке, поднимающаяся над мхом. этот стебелек и сама коробочка состоят из клеток с двойным набором, т. е. являются спорофитом. внутри коробочки созревают споры таким образом, что в процессе деления двойной набор хромосом становится одинарным, т. е. снова образуется гаметофит. когда коробочка раскрывается, споры разлетаются, на почву, и прорастают, давая начало молодому гаметофиту.