1. Фрагмент ланцюга ДНК має наступний нуклеотидний склад: АТЦ-ГТТ-АГТ-ЦАТ. Визначити послідовність нуклеотидів у другому ланцюзі. Обчислити у відсотках вміст кожного виду нуклеотидів у цьому фрагменті та коефіцієнт специфічності Ксп = (А+Т)/(Г+Ц)
2. У фрагменті молекули ДНК виявлено 340 нуклеотидів, які містили аденін, що становить 20% від загальної кількості нуклеотидів. Визначити нуклеотидний склад, довжину та масу цього фрагменту ДНК.
3.Охарактеризуйте нуклеїнові кислоти. Заповніть таблицю.
ознаки ДНК РНК
кількість полімерних ланцюгів:
склад нуклеотиду:
типи азотистих основ, що входять до складу нуклеотидів:
локалізація в клітині:
значення для клітини:
1. Які закономірності характерні для нуклеотидного складу ДНК?
2. Що спільного та відмінного між молекулами ДНК і РНК?
3. У чому суть денатурації ДНК?
4. Які рівні структурної організації ДНК вам відомі?
ІІ. Самостійна робота на занятті (письмово):
І. Розв’яжіть задачі:
1.Фрагмент кодуючого ланцюга ДНК має наступну послідовність нуклеотидів: ААА-ГАТ-ЦАЦ-АТА-ТТТ-ЦГА. Напишіть фрагмент молекули поліпептида, який закодований на цій ділянці.
2. В молекулі ДНК на долю цитозинових нуклеотидів приходиться 18%. Визначити склад молекули ДНК.
3. Скільки міститься аденінових, тимінових, гуанінових та цитозинових нуклеотидів у фрагменті молекули ДНК, якщо виявлено 950 цитозинових нуклеотидів, які складають 20% від загальної кількості нуклеотидів у цьому фрагменті ДНК?
4. Поліпептид має наступний порядок амінокислот: тре-сер-асп-тир-ліз-глу. Визначте первинну структуру фрагменту молекули ДНК, що його кодує.
IІІ. Питання для самоконтролю знань:
1. Які основні зони виділяють в молекулі т-РНК?
2. Скільки і яких активних ділянок розрізняють у рибосомі?
Действительно, термин «анализатор» был предложен Павловым, примерно в начале 20 века. Под анализаторами он понимал такие аппараты, которые разлагают внешний мир на элементы, а затем трансформируют раздражение и ощущение. Анализаторы, их еще иногда называют, сенсорной системой, состоят из трех отделов:
1) Периферической части – органа чувств, который представляет собой рецепторный аппарат, воспринимающий и преобразовывающий поступающие сигналы в нервные импульсы.
2) Проводниковой части – нервные волокна, которые осуществляют передачу информации от периферического отдела к центральному.
3) Центральный отдел – определенная область головного мозга, в которую поступают сигналы от органов чувств.
Иными словами, рецепторы органов чувств, проводящие пути и чувствительные зоны коры больших полушарий все вместе и есть анализаторы.
Эволюция растений была изучена по ископаемым остаткам древних растений и с тщательного сравнения строения разных современных растений.
От жгутиконосцев произошли низшие одноклеточные - водоросли. В процессе эволюции одноклеточные водоросли, пройдя через этап колониальности, перешли к многоклеточным. Благодаря многоклеточности появилась специализация. Специализация - это превращение одинаковых частей в неодинаковые для выполнения различных функций. Например, у улотрикса все клетки одинаковые, потому что они выполняют одинаковые функции. У вольвокса одни клетки выполняют функцию питания и движения, а другие - только функцию размножения, поэтому они различаются по внешнему виду и строению. Водоросли не смогли выйти на сушу ввиду того, что их ткани легко отдают воду и, следовательно, быстро высыхают, а также в связи с тем, что для полового размножения им необходима водная среда.
Рис. 11.3. Схема эволюционных изменений растений в направлении увеличения размеров и значения бесполого поколения (2 n) и редукции размеров полового поколения (n):
А - водоросли; Б - мхи; В - папоротники; Г - голосеменные; Д - покрытосеменные.
Развитие водорослей характерно для архея, протерозоя, кембрика, ордовика. Зеленые водоросли возникли раньше других растений на Земле. Поэтому у них мы встречаем много разных полового размножения. На водорослях природа как бы испытывала его разные варианты. В дальнейшем эволюция растений шла в направлении ослабления функций гаметофита, что их выходу на сушу. Если водоросли появились примерно 1 млрд. лет назад, то первые наземные растения появились только 420 млн. лет назад. 580 млн. лет понадобилось растениям, чтобы перейти от водного к наземному образу жизни! Завоевание суши было длительным и трудным процессом, стоившим многих жертв растениям. Растения смогли жить на суше только после того, как у них появился эпидермис - специальная покровная ткань с толстыми клеточными стенками, пропитанными восковидным водонепроницаемым веществом (кутикулой) . На суше растениям пришлось самим поддерживать свое тело с специальных механических тканей.
Поскольку элементы питания равномерно рассеяны в окружающей среде, растения в ходе эволюции постепенно потеряли подвижность и перешли к прикрепленному образу жизни. Они в течение всей жизни остаются на одном месте, а передвижение связано либо с размножением (гаметы, пыльца, споры) , либо с постепенным нарастанием органов (например, корней в почве) .
Первыми растениями, при к жизни на суше, были ныне вымершие псилофиты (от греч. "псилос" - скудный, голый + "фитон" - растение) . Найдены ископаемые остатки некоторых псилофитов, и по ним был воссоздан внешний облик этих древних растений. Псилофиты были еще очень похожи на зеленых водорослей, от которых произошли. Их тело еще не было разделено на органы.
Мхи произошли от водорослей. Из споры образуется предросток, который имеет сходство с водорослью. Предросток развивается в мох - гаметофит, которому для копуляции гамет нужна вода. Для мхов характерно накопление воды в пазухах листьев. Образовавшаяся зигота развивается в спорофит, который не имеет самостоятельного значения, т. к. развивается на гаметофите. Спорофит засухоустойчив, что позволило мхам частично завоевать сушу.