Класс земноводные насчитывает около 5000 (4800) современных видов, объединенных в три отряда: хвостатые, бесхвостые и безногие. отряд хвостатые земноводные — наиболее древняя группа. сейчас известно около 280 видов. тело их удлиненное. хвост, служащий основным органом движения в воде, сохраняется в течение всей жизни. передние и задние ноги примерно одинаковой длины.в нашей стране из хвостатых амфибий широко распространены два вида: гребенчатый тритон (см. рис. 130, 3) длиной 14-15 см (самцы черные, с оранжевым брюхом и хорошо развитым гребнем на спине) и более мелкий обыкновенный тритон длиной 8-11 см. летом тритоны живут и размножаются в воде. зиму проводят в состоянии оцепенения в укрытиях на земле. в биологических лабораториях содержат личинок американских амбистом — аксолотлей. эти животные, как и другие земноводные, на личиночной стадии способностью к регенерации — восстановлению утраченных частей тела. самое крупное земноводное (около 1,5 м длиной) — исполинская саламандра живет в горных речках восточного китая и в японии. к отряду бесхвостые земноводные относятся лягушки, жабы, квакши (рис. 140). всего в нем насчитывают более 4500 видов.в некоторых странах люди используют в пищу крупных саламандр и лягушек, во франции, в сша, например, их разводят на специальных фермах, как карпов в прудах. франция вынуждена ввозить в свою страну съедобных лягушек, так как численность собственных земноводных резко сократилась. ученые используют лягушек для многочисленных опытов в биологических лабораториях. осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. в состоянии оцепенения лягушки не в пище, и для опытов всегда есть живой материал.
Растения непрерывно преобразуют солнечный свет в энергию и, тем самым, являются важным звеном в жизненной цепочке, охватывающей всю планету.
Растения - это живые "химические заводы", где непрерывно происходят сложные реакции. Сопровождающий эти реакции газообмен делает нашу планету пригодной для жизни. Большинство растений - от крохи-подснежника до дерева-великана - весьма сходны по внутреннему строению, несмотря на разительные внешние различия. Проводящая система, по которой циркулируют питательные вещества и вещества-посредники, представляет собой сеть проводящих пучков, охватывающую корни, стебли и листья.
Клетки растений В проводящих пучках имеются два основных типа клеток. По клеткам ксилемы, как по каналам, вверх от корней поднимается вода и минеральные соли. А клетки флоэмы служат для транспортировки продуктов фотосинтеза в места, где в них возникает потребность. Эти два типа проводящих каналов разделены тончайшим слоем клеток камбия, одна сторона которого вырабатывает первый тип клеток, а другая - второй. У древесного растения весь рост в толщину происходит за счет камбия, который производит сразу три разных типа клеток - новые клетки ксилемы с внутренней стороны, клетки флоэмы - с внешней и клетки самого камбия, обеспечивающие увеличение этого слоя вместе с ростом дерева. В растениях происходят три важнейших процесса - фотосинтез, дыхание и транспирация, или испарение.
Фотосинтез Хотя растение и берет из почвы питательные вещества, однако сами по себе они не более чем кирпичики, для укладки которых в новые молекулы необходим процесс фотосинтеза.
Хлорофилл - это молекула, выполняющая всю работу по расщеплению углекислого газа и воды на кислород и сахара (углеводы) . Его "рабочий цех" - хлоропласта, в больших количествах находящиеся в особых клетках листьев. Именно они окрашивают большинство растений в знакомый нам зеленый цвет. Даже бурые, красные или сероватые листья содержат хлорофилл, просто кроме него здесь присутствуют и другие пигменты. Только растения-паразиты, вроде повилики или грибов, не содержат хлорофилла и вынуждены существовать за счет энергии, выработанной другими растениями.
Химическое уравнение преобразования воды (из почвы) и углекислого газа (из воздуха) в кислород и сахар довольно просто; а всю кропотливую работу по расщеплению и синтезу новых молекул выполняет хлорофилл. Выработанный при этом сахар является, по сути, формой потенциальной химической энергии.
Солнечный свет - стимулятор химической реакции в молекулах хлорофилла, поэтому без достаточного запаса воды, углекислого газа и освещения рост растения замедляется.
Растения - это живые "химические заводы", где непрерывно происходят сложные реакции. Сопровождающий эти реакции газообмен делает нашу планету пригодной для жизни. Большинство растений - от крохи-подснежника до дерева-великана - весьма сходны по внутреннему строению, несмотря на разительные внешние различия. Проводящая система, по которой циркулируют питательные вещества и вещества-посредники, представляет собой сеть проводящих пучков, охватывающую корни, стебли и листья.
Клетки растений
В проводящих пучках имеются два основных типа клеток. По клеткам ксилемы, как по каналам, вверх от корней поднимается вода и минеральные соли. А клетки флоэмы служат для транспортировки продуктов фотосинтеза в места, где в них возникает потребность. Эти два типа проводящих каналов разделены тончайшим слоем клеток камбия, одна сторона которого вырабатывает первый тип клеток, а другая - второй. У древесного растения весь рост в толщину происходит за счет камбия, который производит сразу три разных типа клеток - новые клетки ксилемы с внутренней стороны, клетки флоэмы - с внешней и клетки самого камбия, обеспечивающие увеличение этого слоя вместе с ростом дерева. В растениях происходят три важнейших процесса - фотосинтез, дыхание и транспирация, или испарение.
Фотосинтез
Хотя растение и берет из почвы питательные вещества, однако сами по себе они не более чем кирпичики, для укладки которых в новые молекулы необходим процесс фотосинтеза.
Хлорофилл - это молекула, выполняющая всю работу по расщеплению углекислого газа и воды на кислород и сахара (углеводы) . Его "рабочий цех" - хлоропласта, в больших количествах находящиеся в особых клетках листьев. Именно они окрашивают большинство растений в знакомый нам зеленый цвет. Даже бурые, красные или сероватые листья содержат хлорофилл, просто кроме него здесь присутствуют и другие пигменты. Только растения-паразиты, вроде повилики или грибов, не содержат хлорофилла и вынуждены существовать за счет энергии, выработанной другими растениями.
Химическое уравнение преобразования воды (из почвы) и углекислого газа (из воздуха) в кислород и сахар довольно просто; а всю кропотливую работу по расщеплению и синтезу новых молекул выполняет хлорофилл. Выработанный при этом сахар является, по сути, формой потенциальной химической энергии.
Солнечный свет - стимулятор химической реакции в молекулах хлорофилла, поэтому без достаточного запаса воды, углекислого газа и освещения рост растения замедляется.