1) Как соленость воды в разных частях Балтийского моря влияет на живые организмы?
2) Откуда в Балтийское море поступает пресная вода, а откуда соленая?
3) Как на флору и фауну влияет то обстоятельство, что Балтийское море - солоноватый водоем?
4) Где расположено Балтийское море, и на какие части оно делятся?
5) В чем схожи и чем различаются пологий и обрывистые берега?
5) Как распределяются водоросли на морском дне в зависимости от глубины?
6) Опиши фукус пузырчатый.
7) К какому виду водорослей относится фурцеллярия, и что из нее получают?
8) Чем питаются бокоплавы и кому они сами служат пищей?
9) Чем питаются мидия съедобная и сердцевидка съедобная?
10) Являются ли атлантическая сельдь и салака "родственниками"?
11) Какие рыбы называются проходными?
12) Какие птицы пролетные и какие гнездящиеся?
13) Как определить чайку обыкновенную?
14) Какое гнездо у лебедя-шипуна?
15) Чем питается орлан-белохвост?
16) Как Балтийское море повлияло на человеческую деятельность?
17) Как происходит загрязнение Балтийского моря ядовитыми веществами и нефтью?
18) Как загрязняющие вещества влияют на живые организмы Балтийского моря?
19) Как изменилось состояние Балтийского моря за последние пять-десять лет?
Далеко-далеко, до самого горизонта, голубовато-зеленым морем тянулся лес. И деревья, и травы, и ягодные кусты были прекрасным, богатым домом для зверей, птиц и насекомых.
Утром, с рассветом, птицы будили обитателей пением. Медведица учила своих малышей искать еду и лазить по упавшим стволам. Волчица показывала, как охотиться стаей. Зайцы играли в прятки друг с другом. Лисы рыли норы с хитрыми и запутанными выходами.
Если нужно было предупредить об опасности, тревожно и отчаянно стрекотали сороки. Все жили по строгим лесным законам.
И все жители леса знали: дают им жизнь и здоровье – Кислородик и его друзья.
Лишь только рассеивались облака утреннего тумана, Кислородик облетал свои владения, смотрел, не заболел ли кто, не обижают ли кого-нибудь.
Однажды утренний туман не рассеялся. Кислородик в первый раз такое увидел, поэтому забеспокоился и взлетел повыше. Первой мыслью было: «Пожар!» Но даже с высоты огонь – самый страшный враг леса и его обитателей – нигде не был виден.
«Странно, – Кислородик попросил Ветерок поднять его чуть-чуть повыше, - и с такой высоты не удалось разглядеть беды».
Кислородик был очень любознательным и наблюдателным. Там на высоте он только сумел рассмотреть вдалеке непонятную черную тучу. Нет, не тучу - тучки он хорошо знал. И грозовые тоже. Эта туча-облако светилась каким-то желтовато-грязным цветом.
« Надо посмотреть поближе!» - решил Кислородик и полетел навстречу странному облаку.
Вблизи облако выглядело еще страшнее. Словно дикий зверь, хищный и жестокий, оно издавало отвратительный запах. А еще жгло на своем пути все живое!
- Что же это такое! – не удержался и вскрикнул Кислородик, видя, как гибнут на земле травы и деревья.
Желто-грязное облако ползло по небу со стороны огромных труб. Они торчали почти в центре города. Это из них столбом валил грязно-желтый дым.
Кислородик полетел над городом. Такого кошмара он никогда не видел! Кроме этой мертвой тучи, он успел заметить кроваво-красные лужи. Он понял, что дождик смыл с домов красную пыль, оставленную, наверное, другим, таким же смертельным, облаком.
Деревья, кусты, трава – все было, словно в крови.
«А как же люди?!» - Кислородик поначалу их даже не заметил. Люди шли, опустив голову, дети в детском садике сидели взаперти. Окошки было закрыты наглухо.
В одном из домов, в окне, тоже закрытом, Кислородик увидел мальчика. Тот был худ и очень бледен.
Кислородик подлетел к самому окошку и постучал:
- Тук-тук!
Мальчику было очень грустно: он заболел, и поэтому мама не отвела его в садик. Малыш открыл окно:
- Залетай ко мне!
Кислородик влетел и сразу все понял: на столе стояла чашка с молоком, лежали таблетки и градусник.
- Что с тобой случилось, малыш? Меня зовут Кислородик.
- А меня Алеша. У меня вот здесь очень болит, - и мальчик ладошкой прикрыл горлышко.
- Вижу, Алеша. У меня есть для тебя очень вкусная штука. Называется «кислородный коктейль». Хочешь попробовать? Выпьешь – сразу все как рукой снимет! Ты же хочешь поскорее к ребятам в садик?
- Очень хочу, Кислородик! А коктейлик сладкий?
- Не очень, но замечательно вкусный и полезный! Держи! – и Кислородик наполнил пустой стакан ароматным напитком с воздушными пузырьками.
Алеша пил маленькими глотками восхитительный напиток, и румянец оживил его лицо. Мальчик почувствовал, что силы возвращаются, а горлышко совсем перестало болеть.
- Ребятам в садике тоже, наверное, понравится. Кислородик, ты слетаешь к ним, передашь от меня привет. Понимаешь, я очень соскучился по ребятам. Мне так надоело болеть! А знаешь, в нашей группе все дети часто болеют. Им обязательно нужен такой коктейль!
- Я улетаю, малыш! Закрой пока окно. Я постараюсь освободить ваш город от этого страшного желто-красного дракона, который отнимает у людей силы. Обещаю тебе! – с этими словами Кислородик вылетел на улицу и снова ужаснулся картине, которую увидел. Перед ним был серо-желто-красный мертвый город. Люди, похожие на собственные тени, с трудом плелись по своим делам, не играли на улицах дети. Деревья не шумели – листья опали, собаки и кошки убежали подальше от города, труб и дыма, который убивал все живое.
Кислородик помчался в детский садик Алеши. Воспитательница вышла из комнаты. Кислородик постучал так же, как и Алеше, в окошко. Дети открыли форточку, и Кислородик влетел в комнату. Он увидел близко-близко грустные глаза ребят. Дети с любопытством рассматривали Кислородика и молчали…
- Я – волшебник, дети! Хотите увидеть настоящее волшебство?
В глазах некоторых ребят загорелся интерес:
- А что ты можешь?
- Я могу ВСЕ! – и Кислородик рассмеялся. Сейчас он очень был похож на «смайлик». – Я сделаю воздух чистым – уберу эти ужасные облака с неба!
-Ура-а-а! – закричали ребята. – И мы сможем гулять?
- Да, - стал перечислять Кислородик, - потом дам каждому из вас ароматный, живой и шипучий кислородный коктейль.
Первым человеком, увидевшим клетки, был английский учёный Роберт Гук (известный нам благодаря закону Гука). В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с усовершенствованного им микроскопа. Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему монастырские кельи, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски cell означает «келья, ячейка, клетка»). В 1675 году итальянский врач М. Мальпиги, а в 1682 году — английский ботаник Н. Грю подтвердили клеточное строение растений. О клетке стали говорить как о «пузырьке, наполненном питательным соком». В 1674 году голландский мастер Антоний ван Левенгук (Anton van Leeuwenhoek, 1632—1723) с микроскопа впервые увидел в капле воды «зверьков» — движущиеся живые организмы (инфузории, амёбы, бактерии). Также Левенгук впервые наблюдал животные клетки — эритроциты и сперматозоиды. Таким образом, уже к началу XVIII века учёные знали, что под большим увеличением растения имеют ячеистое строение, и видели некоторые организмы, которые позже получили название одноклеточных.