1.Могут ли растения и животные процветать на протяжении всей сукцессии?
Выберите один из 2 вариантов ответа:
1) да, могут
2) нет, не могут
2. В каком случает в экосистеме будет происходить накопление органического вещества?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) если прирост биомассы сообщества количественно равен потраченной биомассе на поддержание жизни сообщества
2) если прирост биомассы сообщества количественно меньше, чем потраченная биомасса на поддержание жизни сообщества
3) если прирост биомассы сообщества количественно больше, чем потраченная биомасса на поддержание жизни сообщества
3. Какой из примеров будет относиться к первичной сукцессии?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) изменения, происходящие после раскорчёвки и запашки площадей, занятых прежде лесом
2) поселение накипных и листоватых лишайников на камнях
3) образование торфяного болота, на месте заросшего озера
4) заселения вновь образованных песчаных дюн, где растительность прежде отсутствовала
4. Что происходит в процессе сукцессии с биомассой живых организмов и круговоротом веществ?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) биомасса живых организмов возрастает, а круговорот веществ уменьшается
2) биомасса живых организмов возрастает, а круговорот веществ увеличивается
3) биомасса живых организмов уменьшается, а круговорот веществ увеличивается
4) биомасса живых организмов и круговорот веществ уменьшается
5. Определите скорость сукцессионных процессов.
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) все этапы сукцессионных процессов проходят с одинаковыми скоростями
2) изначально сукцессия экосистемы происходит быстро, затем её скорость снижается
3) изначально сукцессия экосистемы происходит медленно, затем её скорость увеличивается
6. Как называется последовательная закономерная смена одного биологического сообщества другим на определённом участке среды во времени в результате влияния природных факторов или воздействия человека?
Запишите ответ:
7. Обычно на скалах первыми поселяются
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) кустарники 3) лишайники
2) травы 4) грибы
8. Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
1) в процессе сукцессии биомасса органического вещества сообщества уменьшается
2) в процессе сукцессии биомасса органического вещества сообщества возрастает
3) виды растений и животных в процессе сукцессии непрерывно сменяют друг друга
4) изменения при вторичной сукцессии происходят медленнее, чем при первичной
5) виды растений и животных в процессе сукцессии не меняются.
6) изменения при вторичной сукцессии происходят быстрее, чем при первичной
9. Какие растения одни из первых начнут прорастать на месте пахотного поля?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) кустарники 3) многолетние
2) однолетние 4) древесные породы
10. Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:
а) мхи – лишайники – травянистые растения;
б) лишайники – травянистые растения – мхи;
в) лишайники – мхи – травянистые растения;
г) травянистые растения – мхи – лишайники.
11. В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения:
а) смена видового состава растений и животных;
б) уменьшение видового разнообразия организмов;
в) уменьшение биомассы органического вещества;
г) увеличение чистой продукции сообщества.
12. Какие организмы первыми заселят остров, залитый вулканической лавой?
а) деревья; в) кустарники;
б) лишайники; г) лисицы.
13. Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор:
а) антропогенный;
б) биотический;
в) лимитирующий;
г) метеорологический
14. Установите последовательность процессов, приводящих к смене экосистем.
1) изменение среды обитания, уменьшение в ней ресурсов, необходимых для жизни данного вида
2) заселение среды обитания особями других видов
3) сокращение численности особей данного вида вследствие изменения ими среды обитания
4) поглощение из окружающей среды организмами одного вида определенных веществ
15. Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
1) заселение территории мхами и кустистыми лишайниками
2) появление кустарников и полукустарников
3) формирование травяного сообщества
4) появление накипных лишайников на скальных породах
5) формирование лесного сообщества
16. Установите последовательность смены экосистем.
1) Озеро
2) Болото
3) Лес
4) Луг
Растения этого отдела наиболее многочисленны и играют значительную рол в формировании растительного покрова наземных территорий, так и в жизни всего живого на Земле.Они представлены растениями многих семейств из класса однодольных и класса двудольных. Из класса однодольных самыми многочисленными являются растения из семейства злаковых и семейства осоковых. Из класса двудольных наибольшее количество видов в семействе сложноцветные, бобовые,розовые,крестоцветные, губоцветные,зонтичные. Среди покрытосеменных растений много тех, которые широко используется как пищивые, лекарственные, декоративные. Однако есть такие которые могут нанести вред человеку,, животным и растениям: вызвать болезнь, привести к отравлению, засорить поля..
При понижении температуры у таких растений отмечаются повышение содержания сахаров и других веществ, защищающих ткани (криопротекторы), это прежде всего гидрофильные белки, моно- и олигосахариды;
• снижение оводненности клеток;
• увеличение количества полярных липидов и снижение насыщенности их жирнокислотных остатков,
• увеличение количества защитных белков.
На степень морозоустойчивости растений большое влияние (оказывают сахара, регуляторы роста и другие вещества, образующиеся в клетках. В зимующих растениях в цитоплазме накапливаются сахара, а содержание крахмала снижается. Влияние сахаров на повышение морозоустойчивости растений многосторонне (предохраняет от замерзания большой объем внутриклеточной воды, заметно уменьшает количество образующегося льда).
Сахара защищают белковые соединения от коагуляции при вымораживании; они образуют гидрофильные связи с белками цитоплазмы, предохраняя их от возможной денатурации, повышают осмотическое давление и снижают температуру замерзания цитозоля. В результате накопления сахаров содержание прочносвязанной воды увеличивается, а свободной уменьшается. Особое значение имеет защитное влияние сахаров на белки, сосредоточенные в поверхностных мембранах клетки. Сахара увеличивают водоудерживающую коллоидов протоплазмы клеток; связанная с коллоидами вода в виде гидратных оболочек биополимеров при низких температурах не замерзает и не транспортируется.
Криопротекторами являются также молекулы гемицеллюлоз (ксиланы, арабиноксиланы), выделяемые цитоплазмой в клеточную стенку, обволакивающие растущие кристаллы льда, что предотвращает образование крупных кристаллов, повреждающих клетку. Так клетки защищаются как от внутриклеточного льда, так и от чрезмерного обезвоживания.
Значительное количество защитных белков и модификации молекул липидов увеличивают структурированность клеток. У большинства растений возрастает синтез водорастворимых белков. Белковые вещества, частично гидролизуясь, увеличивают содержание свободных АК.
В тканях морозоустойчивых растений в конце лета и осенью накапливаются в достаточно количестве запасные вещества (прежде всего сахара), которые используются весной при возобновлении роста, обеспечивая потребности растении в строительном материале и энергии.