1. Назвать понятия, о которых идет речь. Составить слово из первых букв каждого отгаданного термина.
1) Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию.
2) Возникновение фотосинтезирующих одноклеточных организмов.
3) Снижение численности лишайников в густонаселенных районах.
4) Зимняя спячка млекопитающих.
5) Уровень организации живой материи – подсистема того уровня, который является структурной единицей эволюции.
6) Уменьшение ареала белых лебедей.
7) Отсутствие ног у змей.
2. О каком направлении эволюции идет речь?
1) Мутации, накопление, при к определенным условиям –…
2) Мутации, выход в новую экологическую нишу, уход (на время) от сильного давления естественного отбора -…
3) Мутации, накопление изменений в сторону упрощения организма -…
4) Мутации, генотип, фенотип, значения экологического фактора вне нормы реакции -…
3. Выполните вычисления.
1) Номер буквы «р» в имени автора эволюционной теории умножьте на количество разных типов естественного отбора. Запишите произведение.
2) К количеству факторов эволюции прибавьте количество букв в слове, обозначающем прогрессивное направление эволюции, ведущее к образованию новых царств, типов и классов живых веществ.
3) Из количества букв в слове, обозначающем направление и вид эволюции, приведшей к образованию ленточных червей-паразитов, вычтите количество видов прогрессивной эволюции.
4) Из количества согласных в слове- антониме к слову «прогресс» вычтите число царств многоклеточных эукариотов.
Все сложите и прибавьте количество видов в классе погонофор. Запишите сумму.
Двустворчатые играют важную роль в морских и пресноводных биоценозах как естественные очистители воды, являясь биофильтраторами. Они подлежат охране, их специально разводят в контейнерах и запускают в водоемы для очистки. Одна устрица за 1 час отфильтровывает 10 литров воды.
Некоторые брюхоногие (малый прудовик) служат промежуточными хозяевами паразитических плоских червей (печеночного сосальщика) .
Моллюски входят в различные цепи питания биоценозов.
Служат пищей животным: сухопутными моллюсками питаются жабры, кроты; водными - рыбы, морские звезды. Головоногие (кальмары, осьминоги, каракатицы) сами служат пищей для многих морских рыб, тюленей, кашалотов и других животных.
Роль в жизни человека:
Раковины пресноводных жемчужниц используют для изготовления перламутровых пуговиц и различных украшений.
Мидии, устрицы, морские гребешки (двустворчатые) употребляют в пищу (1,7 млн. т в год) . Во многих странах их искусственно разводят на специальных морских фермах.
Виноградную улитку в европейских странах специально разводят в улитковых хозяйствах для использования в пищу. На юге страны она приносит вред виноградным посадкам.
Из головоногих моллюсков особенно ценны кальмары, их ежегодно добывают больше 600 тыс. тонн.
Речная дрейссена встречается в водохранилищах Волги, Днепра, Дона, в озерах, лиманах Черного моря. Она приносит вред гидротехническим сооружениям: водотоки, трубы технического и питьевого снабжения, защитные решетки сильно обрастают дрейссеной (на 1 кв. м - 10000 экземпляров) , что затрудняет проход воды, поэтому необходима постоянная очистка.
Корабельный червь тоже приносит вред, он протачивает ходы в днищах судов, деревянных частях портовых сооружений.
Используют на корм с/х животным: измельченные раковины перловицы, беззубок добавляют в корм курам.
Большой интерес представляют морские жемчужницы - они образуют жемчуг. Голые слизни при сильном увлажнении вредят с/х растениям. Особенно вредны полевые слизни, поедающие озимые растения, капусту и другие овощи.
Большой вред приносит хищный моллюск - рапана, завезенная из Японского моря на днищах кораблей в Черное. Здесь она быстро размножилась и уничтожила много устриц, мидий. Единственный борьбы - вылавливание.
Раковины некоторых морских брюхоногих используют как украшения для изготовления пепельниц, сувениров."
2.Все ли млекопитающие живут на суши? (нет - дельфины и киты - млекопитающее, живущие в воде)
3.Является ли человек млекопитающим? (Да)
4."Млекопитающее" и "животное" - одно и тоже? ( Да)
5.Среди динозавров были млекопитающие? (нет)
6. В каком климате нет млекопитающих (известно ведь, что присмыкающихся нет на полюсах - холодно)? (млекопитающие обитают везде кроме Южного полюса) .
7. Какие млекопитающие стали домашними? (кот, собака, лошадь, корова, коза, свинья и т.д.)