1. Определите характеристики женских половых желёз:
1) Выделяют эстрогены
2) Внутренние половые органы
3) Железы смешанные
4) Выделяют андрогены
5) Половые клетки созревают в период полового созревания
6) Половые клетки созревают в эмбриональный период
7) Железы непарные
8) Наружные половые органы
А) 2, 3, 5, 8
Б) 1, 2, 3, 6
В) 1, 2, 5, 8
Г) 2, 3, 6 ,7
Д) 3, 5, 6, 7
[1]
2. Выявите особенности строения мужской половой клетки:
Особенность Сперматозоид
Размер
Подвижность
Запас питательных веществ
Набор хромосом
Органоид движения
[5]
3. (а) Опишите вторичный половой признак, который развивается по воздействием мужских половых гормонов:
[1]
(б) Опишите вторичный половой признак, который развивается по воздействием жен-ских половых гормонов:
[1]
4. Проанализируйте диаграмму и опишите наблюдения, заполнив таблицу:
4 фаза менструального цикла
Уровень эстрадиола
Уровень прогестерона
Толщина эндометрия
Гистологические осо-бенности
[4]
5. Естественная или физиологическая контрацепция применяется с древнейших времён.
(а) Положительные черты этого метода:
[1]
(а) Отрицательные черты этого метода:
[1]
6. (а) Опишите профилактики гепатита В и С:
1.
2.
[2]
7. Плацента – единственный уникальный орган, образующийся из врастающих друг в друга клеток двух разных организмов – матери и её ребёнка
(а) Опишите функции плаценты:
1.
2.
[2]
(б) Какую эндокринную функцию выполняет плацента?
[1]
8. (а) Объясните какие вещества называют эмбриотоксичными:
[1]
(б) Опишите правила, которые следует соблюдать чтобы не повредить здоровью будущих детей:
[1]
9. Назовите автора первой целостной эволюционной теории:
А) Линней
Б) Дарвин
В) Ламарк
Г) Четвериков
Д) Холдейн
[1]
10. Конкуренция между особями за пищевые запасы...
А) наследственность
Б) естественный отбор
В) борьба за существование
Г) изменчивость
Д) адаптация
[1]
11. Рассмотрите иллюстрацию.
(а) Определите вид отбора, который проявляется у воробьёв:
[1]
(б) Опишите факторы, провоцирующие это отбор:
[1]
(в) Опишите основные изменения в строении воробья, появившиеся в ходе отбора:
[1]
12. Назовите критерий описывающий внутреннее и внешнее сходство строения живых организмов:
[1]
13. (а) Назовите процесс, лежащий в основе микроэволюции:
А) Гибридизация
Б) Модификация
В) Репродукция
Г) Скрещивание
Д) Изоляция
[1]
(б) Определите верные характеристику и пример экологического видообразования:
Характеристика Пример
А Возникает в пределах одного ареала Галапагосские вьюрки
Б Формируется без разрыва ареала Синицы
В Часто возникает на изолированных островах Европейский и дальневосточный лан-дыш обыкновенный
Г Обеспечивает пищевую специализа-цию Разные виды хлопчатника, распро-странённые по Америке, Азии, Ав-стралии
[1]
14. Расставьте по порядку эры развития жизни на Земле и выберите нужное сочетание цифр:
1) Протерозой
2) Кайнозой
3) Мезозой
4) Палеозой
5) Архей
А) 1, 3, 5, 2, 4
Б) 3, 5, 4, 2, 1
В) 5, 1, 4, 3, 2
Г) 2, 3, 5, 4, 1
Д) 5, 2, 3, 1, 4
После того как началось образование зародыша, цветок вступает в новую фазу развития, которая завершается образованием плода. Параллельно образованию семян начинает разрастаться завязь. Из стенок завязи формируется околоплодник, который окружает семя — так происходит образование плода. Плод состоит из околоплодника и семян.Околоплодник — разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка (основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе). Семена образуются из семязачатков. Плод считается ложным, если в его формировании, кроме завязи пестика, принимают участие другие части цветка — цветоложе, околоцветник, тычинки.
Вопрос 2. По каким признакам плоды разделяют на простые и сборные, сухие и сочные?
Плод, образованный из единственного пестика в цветке, называютнастоящим (простым). Если плод образуется из нескольких пестиков одного цветка, он называется сложным (сборным) — малина, ежевика. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.
На основе строения околоплодника настоящие плоды подразделяются на сухие и сочные. Разновидности плодов определяются также и числом семян в плоде. Сухие и сочные могут быть односеменными и многосеменными. В итоге выделяют четыре типа плодов: сухие односемянные, сухие многосемянные, сочные односемянные, сочные многосемянные (рис. 8).
Рис. 8. Примеры плодов:
А — зерновка пшеницы; Б — семянка подсолнечника; В — боб гороха;
Г — стручок капусты; Д — коробочка мака; Е—костянка вишни;
Ж — ягода картофеля'; 3 — яблоко яблони.
Вопрос 3. Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные?
Сочные односемянные плоды: костянка (вишня, слива); сложная костянка — группа костянок, образовавшаяся из одного цветка (малина, ежевика).
Сочные многосемянные плоды: ягода (виноград, томаты, клюнии, смородина); яблоко — ложный плод, в образовании которого принимает участие разросшееся цветоложе — гипантий (яблоня, груша, рябина); тыквина — ложный плод, в образовании которого принимает участие цветоложе (арбуз, тыква); померанец — плод цитрусовых (лимон, мандарин).
Вопрос 4. Чем отличается ягода от костянки?
Ягода содержит внутри сочной мякоти множество мелких семян. У костянки же внутри находится только одно семя с одревесневшим внутренним слоем околоплодника — косточкой. Встречаются односемянные ягоды (барбарис) и многочисленные костянки (бузина, кувшинка).
Вопрос 5. Какие сухие плоды вы знаете?
Сухие односемянные плоды: зерновка — семя плотно срастается с тонким околоплодником (рожь, пшеница); семянка — околоплодник кожистый, с семенем не срастается, часто имеет хохолок или летучку (подсолнечник, одуванчик); крылатка — семянка с крыловидным придатком (ясень); орех — околоплодник твердый, деревянистый (лещина); орешек — орех маленького размера (конопля); желудь (дуб).
Сухие многосемянные плоды: коробочка — вскрывается дырочкими или трещинами (мак, белена, хлопчатник); листовка — вскрывается по брюшному шву (живокость); боб — вскрывается по двум швам — брюшному и спинному, семена прикреплены к створкам околоплодника (растения семейства бобовых); стручок — между створками имеется продольная перегородка, к которой прикрепляются семена (горчица); стручочек — длина его превышает ширину не более, чем втрое (пастушья сумка).
Вопрос 6. Чем отличается боб от стручка?
Боб — сухой плод, состоящий из двух створок, на которых располагаются семена. Когда боб созревает, створки его подсыхают и скручиваются, выбрасывая семена. Такие плоды у фасоли, гороха, бобов, акации. Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя.
Вопрос 7. К какому виду плодов можно отнести орехи, желуди и почему?
Орех и желудь относят к сухим ореховидным плодам, потому что они имеют односемянные нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.
Вопрос8. Какова роль плодов в жизни растений?
Важнейшие функции плода — защита и распространение семян.