1. Представьте, что вы – агрохимик (кто такой агрохимик, можно прочесть здесь: К вам обратились жители села с описанием следующей проблемы: весенний посев кукурузы взошел, однако растения бледные и желтые. Кроме того, корневая система растений развивается плохо. Жители села опасаются, что урожай кукурузы в этом году будет очень низким.
ответьте на следующие вопросы как специалист:
1) каких элементов не хватает растениям?
2) почему их наличие в почве важно?
3) каким образом можно решить данную проблему в этом году (максимально быстро)?
4) как подготовить землю к посеву кукурузы в следующем году, чтобы избежать повторения этой проблемы?
2. Особенное вещество на Земле – вода: она имеет огромное значение для существования жизни.
Объясните с позиций основных свойств воды следующие примеры из жизни организмов:
1) все реакции в клетках организмов протекают очень быстро;
2) клоп-водомерка и некоторые насекомые бегать по воде;
3) в вечной мерзлоте Арктики продолжают обнаруживать тела мамонтов и других животных, живших миллионы лет назад;
4) рыбы имеют обтекаемую форму тела, их кожа покрыта чешуей, а кожные железы выделяют слизь;
5) в зимнее время рыбы опускаются ближе к дну водоемов.
3. Перечислите органоиды, общие для растительных и животных клеток.
Что из этого списка не характерно для прокариот?
Почему именно эти органоиды являются универсальными для клеток? Какие функции они выполняют?
Что было бы, если бы клетки утратили эти органоиды?
4. Всем известна поговорка: «Краткость – сестра таланта». Представим, что вам, как редактору учебника, необходимо сделать обзор Раздела 2. Классификация живых организмов.
Выразите содержание данного раздела в шести предложениях – по два предложения на каждый параграф. Помните, что каждое предложение должно содержать главную мысль темы.
1) Береза - растение, дающее возможность для развития в его корнях и рядом со стволом грибов (грибницы используют корни для выживания) и кустов (берёза привлекает насекомых для опыления, а те заодно опыляют и кусты). Это комменсализм.
2) Лиса является хищником и консументом второго порядка, а заяц - травоядным животным и консумент первого порядка. Заяц находиться на одну ступень ниже лисы в пищевой цепи, он её добыча. Это хищничество.
3) Там, где посеют рожь - практически всегда всходит василёк. Изначально данные растения друг другу - василёк привлекал к неяркой и непривлекательной ржи насекомых для опыления, а рожь давала хилому цветку возможность для подпитки из её относительно мощных корней. Однако такое соседство - не обязательно для обоих растений. Подобные отношения называются факультативным симбиозом. В современном мире васильки всходят вместе с рожью из-за того, что отделить семена одних растений от других - достаточно проблематично из-за их внешней схожести.
4) Курица сталкивает другую курицу с насеста в условиях дефицита пространства. То есть происходит борьба за ресурсы, которых не хватает, среди представителей организмов, относящихся к одному виду. Это внутривидовая борьба за выживание.
5) Карась - это рыба мелкая, которая является частой добычей щуки. Однако, кроме того, они в некотором роде конкурируют за некоторые из видов более мелкой добычи. Так что здесь речь может идти о хищничестве, а также о межвидовой борьбе за выживание.
Корни-прицепки, которые развиваются из придаточных корней и растениям прикрепляться к различным поверхностям — стволам деревьев, фасадам зданий.
Пример:
Плющ балтийский ловко взбирается по сосновым стволам при корней-прицепок.
Пример:
Корни-прицепки имеются также у тропического растения ванили, которую мы знаем как ароматную пряность.
Корни-подпорки:
У некоторых тропических деревьев (например, у баньяна) на стволах и крупных ветвях образуются придаточные корни, дорастающие до земли и служащие подпорками
Досковидные корни-подпорки образуются как у растущих в тропических лесах деревьев, например, у хлопкового дерева, так и у деревьев, растущих в умеренных широтах, например, у вяза обыкновенного. Мангровые леса за короткое время образуют густые заросли, предохраняющие берег от разрушения морскими волнами.
Корни-ходули:
Ризофора занимает первую линию мангровых лесов, наиболее глубоко вторгающуюся в океанские воды; вторую образует в основном авиценния, а дальше в заболоченной прибрежной полосе растут лагунария, банистерия и другие.
Интересно, что ходульные корни развиваются не только у мангровых деревьев. Такие же корни имеются и у множества различных деревьев, растущих в пресных болотах. В качестве примера можно привести дикий мускатный орех , встречающийся в заболоченных лесах Малайи.
Панданусы выбрасывают растущие вниз придаточные корни, вероятно, для создания дополнительной опоры. По мере роста дерева у него появляются все новые подпорки, особенно если оно почему-либо согнуто. Каждая из подпорок, в свою очередь, выпускает дополнительные корни, и поэтому кажется, что дерево куда-то шагает.
Ходульные корни еще одного вида имеет бразильская пальма пашиуба (Iriartea exorrhiza) . При взгляде на это дерево создается впечатление, что его ствол никогда не соприкасался с землей, так как он «висит» в воздухе на высоте 2-3 метров, опираясь на небольшие, расположенные шатром корни.
Такие же корни и у пробочного, или зонтичного, дерева, растущего в тропиках западной Африки.