1/ Составь схему «Экологические факторы»
2/ Определите, к какой группе экологических факторов
относится данное явление:
1) шмель опыляет клевер;
2) ель растёт рядом с берёзой;
3) пожар в лесу (по вине человека);
4) сильная жара и растения;
5) ящерица греется на камнях под солнечными лучами;
6) побочные продукты выплавки никеля в Норильске;
7) симбиоз рака отшельника и актинии;
8) влияние химической промышленности на
новорожденных в Азербайджане;
9) белка собирает грибы;
10) дети, играюте в нефтяных лужах, в Бакуслайд .
Абиотические: 4, 5.
Биотические: 1, 2, 7, 9.
Антропогенный: 3, 6, 8, 10.
3/ составь 3 теста с несколькими верными ответами
Система дыхания: жабры — у водных представителей, легочные мешки— у наземных, трахеи — у наземно-воздушных Пищеварительная система:
рот (имеет видоизменения: челюсти, хоботки и т.д.) → глотка → желудок → кишечник → анальное отверстие
Органы выделения: метанефридии («почти почки») мальпигиевы сосуды — характерная железа именно членистоногих. Мальигиевые сосуды есть, в основном, у наземных форм этих животных. Их роль — выделительная + осморегуляция (поддержание постоянного давления). Нервная система: 1) у членистоногих есть мозг, и т.к. все они к быстрому и сложно организованному передвижению, то этот маленький мозг довольно хорошо развит. Нервная цепочка — брюшная. 2) Очень хорошо развиты органы чувств:
осязание (для этого есть самые разнообразные органы)
зрение (фасеточные ( как фара у велосипеда) глаза)
Половая система: в основном, членистоногие раздельнополы. У некоторых видов есть такое явление, как партеногенез