1. уровень . Выбрать правильный ответ.
1.Термин «экология» предложил :
а) Ламарк, б) Геккель, в) Опарин
2.Предметом изучения экологии является:
А) многообразие организмов, их объединение в группы
Б) закономерности наследственности и изменчивости организмов
В) взаимоотношения живых организмов и среды их обитания
Г) строение и особенности функционирования организмов
3. Экологическая группа растений, обитающих в умеренно влажных местах:
а) мезофит , б) ксерофит, в) гидрофит
4.Факторы неорганической природы, влияющие на организмы,-
А - антропогенные факторы В – абиотические факторы
Б – ограничивающие факторы Г – биотические факторы
5.Влияние деятельности человека на живые организмы или среду обитания
А - биотические факторы В - антропогенные факторы
Б - ограничивающие факторы Г - абиотические факторы
6.Абиотический фактор - это
А – изменение температуры воздуха по сезонам года
В – вырубка человеком деревьев в лесу
Б – осушение болот человеком
Г – поедание хищником жертвы
7.К биотическим факторам относится
А – изменение среды обитания хищников человеком
В – отстрел хищников
Б - хищничество
Г – отлов хищников
8. Гетеротрофы – это:
а) организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических;
б) организмы, употребляющие готовые органические вещества;
в) организмы, живущие вместе;
г) правильного ответа нет.
9. Консументы – это:
а) организмы, производящие органические вещества из неорганических;
б) организмы, потребляющие органические вещества;
в) организмы, разрушающие органические вещества до неорганических
10. Детритная пищевая цепь:
а) растение→кузнечик→лягушка→змея→орел;
б) опавшие листья→дождевые черви→землеройки→горностай;
в) яблоня→тля→божья коровка→синица→ястреб.
2. уровень . ответить на во Что такое адаптация? Какую роль она играет в жизни организма? Примеры.
2. Характеристика водной среды обитания. Водные обитатели, адаптации к среде.
3 уровень. Установить соответствие организмов и их функциональной роли в экосистеме.
А – Продуценты 1 - Аскарида
Б - Редуценты 2 - Личинки падальных мух
В - Консументы 3 - Сова
4 - Клевер
5 - Береза
4 уровень.
1.Составить цепь питания, указать тип цепи.
Организмы : бабочка, змея, лягушка, тимофеевка, бактерии
2. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Экологические проблемы, связанные с серьезными изменениями в биосфере и требующие для своего решения взаимодействия разных стран, называются (А). Одна из них - (Б) связана с увеличением в атмосфере концентрации углекислого газа и нарушением теплового баланса планеты. Другая проблема - (В) – возникает в результате поступления в атмосферу фреонов. А при больших выбросах в атмосферу диоксида серы возникает проблема (Г), в результате чего страдают экосистемы водоемов, хвойные леса и памятники архитектуры.
Термины
1. Кислотные дожди
2. «парниковый эффект»
3. «озоновые дыры»
4. Локальные
5. Глобальные
6. Радиоактивное загрязнение
ответ:
А -
Б -
В -
Г -
Наиболее существенно для растений влияние трех абиотических факторов – температуры, влажности и света. Рассмотрим температуру как абиотический фактор. Известно, что большинство растений при к жизни в узком температурном диапазоне. В водной среде колебания температур обычно менее выражены в сравнении с сушей, поэтому водные организмы более чувствительны к изменению этого фактора. От значения температуры внешней среды зависит интенсивность обмена веществ растения. Повышение температуры до определенного уровня ускоряет, а понижение – тормозит процессы жизнедеятельности растительного организма. Чрезмерно высокие температуры неблагоприятно влияют на растения и могут повлечь их гибель. Каждый вид растения при к существованию в определенной климатической зоне. На нашей планете есть виды выдерживать длительные морозы более -50 градусов, как лиственница даурская, в то время как для многих растений в тропиках гибельно даже кратковременное понижение температуры до +4 градусов. Возможности растений регулировать температуру тела, по сравнению с теплокровными животными, ограничены. Испаряя воду в большом количестве, растения понижать температуру поверхности листьев до 6 градусов относительно этого показателя внешней среды. Те растения, которые могут выдерживать длительные периоды низких температур, называются холодостойкими (овес, ячмень, лен), а те, которые нуждаются в относительно высоких температурах, - теплолюбивыми (арбуз, персик, кукурузы, дыня). Для многих видов растений благоприятны перепады более низких ночных температур и более высоких дневных, так как это оказывает стимулирующее воздействие на их рост.
Влажность в некоторых местах обитания является ограничивающим абиотическим фактором для живых организмов и определяет состав флоры и фауны данной местности, например, в пустыне. Растение поглощает питательные вещества, в основном, в растворенном состоянии. Также вода необходима для осуществления других жизненных процессов растений, а для множества организмов еще и является средой обитания. По потребности в воде различают разные экологические группы растений. К водной растительности относятся растения, которые вне водной среды жить не могут (элодея, ряска). Околоводные (наземно-водные) растения произрастают вдоль побережья водоемов и могут быть частично погруженными в воду во влажных лесах, болотах (кукушкин лен, тростник, сфагнум). Эти растения существуют только при условии высокой увлажненности почвы, и даже при кратковременной нехватке воды эти растении вянут и могут погибнуть.
Некоторые сложноцветные имеют важное лекарственное значение Корзинки ромашки аптечной, плоды пижмы обыкновенной, соцветия полыни горькой, корни одуванчика применяют в лечении желудочно кишечных болезней. Отвары листьев мать и мачехи при заболеваниях дыхательных путей, побегов череды — при воспалении кожи.