1. Які пристосування до паразитування мають коропоїди? 2. Збудника якого небезпечного захворювання переносять кровосисні кліщі? 3. Які хвороби шкі-
ри людини спричиняють кліщі? 4. Чим небезпечні воші? 5. Яку небезпеку для
здоров'я становлять кровосисні комарі і мокреці? 6. Збудників яких небезпеч-
них захворювань можуть переносити блохи?
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений и представляют собой процессы отражения отдельных свойств, признаков предметов и явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Ощущения выступают как осознаваемый или субъективно представленный (присутствующий в психике субъекта) результат переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей.
Ощущения выступают как первооснова для восприятия и познания разнообразных свойств окружающего мира. Благодаря ощущениям человеческое сознание обеспечивается прочной связью со всем многообразием и разносторонностью проявлений процессов окружающего мира. Через ощущения мы узнаем о таких свойствах предметов, как цвет, запах, вкус, гладкость, шероховатость и т.д. Ощущения позволяют судить и об изменениях, происходящих в нашем собственном теле, о движении и положении тела и его отдельных частей, о работе внутренних органов. Еще в XVII в. М.В.Ломоносов отмечал, что источником познания выступают показания органов чувств, проверяемые опытом.
Ощущения, их природа, законы формирования и изменения изучаются в специальной отрасли психологии, называемой психофизикой. Она возникла в начале второй половины XIX в., и ее название связано с тем, что главным вопросом, который ставится и решается в этой области знаний, является вопрос о зависимости ощущений от физических характеристик стимулов, воздействующих на органы чувств.
Природа ощущений связана с рефлекторной деятельностью анализаторов в ответ на действие раздражителей (М. И. Сеченов, И.П.Павлов) и представляется сложным нейрофизиологическим процессом превращения энергии внешнего раздражения в факт сознания.
Не останавливаясь на особенностях механизма функционирования и строения физиологического аппарата анализатора, необходимо отметить два обстоятельства. Во-первых, само название «анализатор» не вполне точное, так как он производит не только анализ, но и синтез раздражителей в ощущения и образы. Во-вторых, анализ и синтез могут происходить вне сознательного контроля этих процессов со стороны человека. Многие раздражители он воспринимает, перерабатывает, но не осознает.
Развитие ощущений есть результат совершенствования деятельности анализаторов в процессе эволюции под влиянием внешней среды. У человека тонкая дифференцировка в области ощущений бвязана с историческим развитием общества и с общением людей между собой. Так, последнее привело к возникновению сложных форм различения звуковых раздражителей, служащих звуками речи. Весьма важную роль в развитии ощущений играет трудовая деятельность человека. Процесс развития ощущений зависит от требований, которые предъявляются обучением, жизнью, трудом к работе органов чувств.
Классификация ощущений основывается на различиях в свойствах анализаторов. Уже древние греки выделяли пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.
Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.
По физиологическому расположению рецепторов все анализаторы можно разбить на три группы.
Это 5 класс
Параграф 5
Экологические факторы делятся на три основные группы: биотические, абиотические и антропогенные.
Абиотические факторы - это факторы неживой природы. Прежде всего климатические и местные.
Биотические факторы - это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга и на среду.
Антропогенные факторы - это все те формы деятельности человека, которые негативно воздействуют на естественную природную среду.
Параграф 6
Если разломить недозревший плод томата с рыхлой мякотью, то можно увидеть, что мякоть состоит из мельчайших крупинок - это клетки.
Клетки можно рассматривать через лупу и микроскоп.
Лупы бывают: ручные и штативные.
Ручные состоят из рукоятки и увеличительного стекла.
Штативная из оправы, 2-ух увеличительных стёкол, штативы(подставки), предметного столика, зеркала.
Световой микроскоп имеет(состоит):объективы, окуляр, винты, штатив, предметный столик, зеркало.