10 10.1. Если у вымершего животного имелся скелет,
изображённый
рисунке 4,
для этого
животного, вероятнее всего,
были характерны
на
ТО
1) внутреннее оплодотворение
2) смешанная кровь
3) сухая кожа
4) копчиковая железа
5) перьевой покров
Рисунок 4
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные характеристики.
ответ.
10.2. в описании животных зоологи часто употребляют термин «копчиковая железа».
У представителей какого класса развита копчиковая железа?
ответ СИЖУ НА ВПР ОЧЕНЬ НАДО
Человек - часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; -различать внешность человека и его внутренний мир ; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках , внешности. Взаимоотношениях с людьми, отношении к природе ; оценивать богатство внутреннего мира человека; -работать в паре : наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; - моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Проект «Богатства , отданные людям»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение и сроков работы
В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта; - распределять обязанности по проекту в группах; - собирать материал в дополнительной краеведческой литературе , музее, в ходе интервью , в Интернете; - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии , рисунки), оформлять стенд; - презентовать проект; - оценивать результаты работы
Общество
Человек как член общества . человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - определять место человека в мире; - характеризовать семью, народ, государство как части общества; - обсуждать вопрос о том , почему семья является важной частью общества; - сопоставлять формы правления в государствах мира; - работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации ; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран ; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире ; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Что такое экология
Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе , между природой и человеком прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них , опираюсь на схему; -работать в паре : анализировать схемы учебника и с их классифицировать экологические связи ; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого , растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека ; моделировать связи организмов с окружающей средой , обсуждать и оценивать предложенные модели; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Природа в опасности!
Положительное и отрицательное влияние человека на природу . Морская корова, странствующий голубь – примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые природные территории
Все живые организмы имеют клеточное строение. Каждую живую клетку покрывает…(1), под ней находится вязкое полужидкое вещество…(2). У большинства клеток в центре расположено… (3). Отличие растительных клеток от других живых клеток заключается в том, что они содержат …(4).
Словарик: А. Цитоплазма. Б Хлоропласт. В. Наружная мембрана. Г. Ядро
3. Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.
Строение бактериальной клетки
Части бактериальной клетки
Значение частей клетки
Жгутик
Капсула
Словарик: А. Служит для передвижения. Б. Защищает содержимое клетки.
4. Верны ли следующие утверждения?
А. Бактериальные клетки могут иметь различную форму.
Б. Кефир получают, используя бактерии брожения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4)неверны оба суждения
5. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к цветковым?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания
1)сосна 2)ландыш 3)ягель 4)кедр 5)крапива 6)кукуруза
6. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.
сайгак, хомяк, суслик, лось, ковыль.
7. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. ответьте на во А. В какой среде обитания живет волк?
1) водная 2) почвенная 3) наземно-воздушная
Б. На каком материке можно обнаружить волка в естественных условиях
1) Южная Америка 2) Антарктида 3) Африка 4) Евразия
В. Укажите природную зону России, в которой проживает волк
1) тайга 2) саванна 3) тропический лес 4) тундра
8. Верны ли следующие утверждения?
А. Грибы размножаются спорами или участками грибницы.
Б. Между корнями дерева и грибницей шляпочного гриба устанавливается взаимосвязь.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) неверны оба суждения
9. Выбери три правильных утверждения
а) Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы
б) Растения поглощают только готовую пищу
в) Грибы, растения и животные – многоклеточные организмы
г) Тело состоит из многих клеток
д одноклеточные организмы
е) Тело цветкового растения состоит из побега и корня
10. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
ОРГАНИЗМЫ
Среда обитания
А) окунь
Б) крот
В) сорока
Г) медуза
Д) заяц
Е) дождевой червь
1) наземно-воздушная
2) водная
3) почвенная
ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
ОРГАНИЗМЫ
НАУКИ
А) шиповник
Б) жаворонок
В) собака Г) берёза
Д) лиственница Е) паук-крестовик
1) ботаника
2) зоология
ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А
Б
В
Г
Д
Е
Объяснение: