111 Практическая работа
Наблюдаем за птицами (индивидуальная работа).
1
Ход работы
1. Проведите наблюдение за птицами, ведущими стайный образ
жизни, используя план. В ходе наблюдения постарайтесь вы-
явить особенности поведения птиц в стае. Заполните приведён-
ный ниже лист наблюдений, сделайте зарисовки и по возмож-
ности фотографии.
Лист наблюдений
Дата (число, месяц, год).
Время суток (указать точное время наблюдения).
Состояние погоды.
Место наблюдения.
План наблюдения
1) Сколько птиц в стае вы насчитали?
2) Что делали птицы? (Отдыхали, кормились, устраивались на
ночлег и т. п.).
3) Была ли в стае главная птица — вожак? Если «да», то по ка-
Ким признакам вы это определили?
4) Как птицы общаются между собой?
5) Другие наблюдения.
2. ответьте на вопрос: «Что объединяет птиц в стаю?»
В. Составьте план необходимых действий по привлечению птиц
в ваш двор или на пришкольный участок.
Интересный факт о влиянии человека на природу: индустриальный меланизм - смена окраски животных на более тёмную из-за деятельности человека. Например, многие особи берёзовой пяденицы стали более тёмными в промышленных районах, потому что это им защититься от птиц, стать незаметными на фоне копоти на деревьях.
Интересное влияние неживой природы на живую: изменение продолжительности светового дня воздействует на большинство многоклеточных организмов. Например, при уменьшении длины светового дня растения сбрасывают листья, животные укладываются в спячку. Напротив, при увеличении длины светового дня у животных наступает период размножения.
Про биотический фактор хочу рассказать то, что некоторые организмы очень интересно взаимодействуют друг с другом. Например, симбиоз растений и грибов - микориза(или грибокорень) позволяет им взаимовыгодно обмениваться органическими и неорганическими веществами. Также микориза обеспечивает передачу веществ от одного растения другому, образуя целую сеть.