12. Пігментація шкіри у людини визначається п'ятьма-шістьма парами полімерних генів. Для представників негроїдної раси характерною є наявність у генотипі лише домінантних
алелів, європеоїдної раси - лише рецесивних. Мулати мають проміжну пігментацію і
відповідні комбінації домінантних і рецесиБНАх алелів.
а) Визначте ймовірність народження дитини з чорною шкірою від шлюбу
тригетерозиготних мулатів;
б) Яка ймовірність народження дитини з чорною
шкірою, якщо мати - дигетерозиготна мулатка, батько тетрагетерозиготний мулат?
Изучение процессов роста и фенологического развития имеет важное значение в теории и практике выращивания растений в условиях интродукции. Исследования проводили в Волгоградской области в 20082016 гг. Климат района аридный, резко континентальный, характеризуется продолжительным солнечным сухим жарким летом, солнечной длительной осенью, недостатком осадков, резкими колебаниями температуры зимой, что лимитирует рост и развитие растений. Объекты исследования растения шиповников (возраст 8-17 лет) разного географического происхождения: Rosa rugosa шиповник морщинистый, R. cinnamomea коричный, R. beggeriana Беггера, R. acicularis иглистый, R. ecae Эки, R. pomifera яблочный, R. spinosissima колючейший, R. canina обыкновенный. Количество растений каждого вида не менее 25 шт. Установлено, что климатические условия Волгоградской области благоприятны для шиповников из Северной Америки, Японии, Китая, Средней Азии. В новых экологических условиях для прохождения каждой фазы сезонного развития им необходима та же сумма температур, которая обеспечивает их нормальный рост на родине. Все изученные виды в благоприятные в гидротермическом отношении годы обильно цветут и плодоносят. Раннее цветение (конец апреля) в условиях Волгограда наблюдалось у шиповника Эки, естественный ареал которого горы Средней Азии. В первой декаде мая зацветают шиповники коричный и Беггера, к позднецветущим (конец мая-июнь) относятся иглистый, яблочный. Длительность цветения у исследуемых видов зависит от их географического происхождения и погодных условий вегетационного периода, который у большинства из них продолжается 27-45 дн. Шиповник морщинистый цветет с конца июня и до морозов, являясь прекрасным декоративным растением для партерных посадок. Установлено, что прохождение фенологических фаз у шиповников обычно сопряжено с динамикой тепловых ресурсоврайона произрастания и сезонными колебаниями среднесуточной температуры воздуха.В засушливых условиях при хорошей освещенности интенсивно формируется габитус растений. В условиях интродукции исследуемых видов в Волгоградскую область зафиксированная дифференциация разделила шиповники по высоте на три группы: I 2...3 м;II 1...2 м; III до 1 м. Установлено, что шиповник иглистый относится ко II группе, коричный, Беггера и яблочный к I группе. Самыми низкорослыми кустарниками являются шиповники морщинистый и Эки. В условиях светло-каштановых почв района исследования они достигают 0,6...0,7 м в 15-летнем возрасте. При значительной сухости воздуха и почвы, высокой интенсивности солнечного освещения шиповники наиболее активно растут в молодом возрасте, особенно при орошении в питомнике.
Цель развитию знаний о многообразии животных
Задачи:
Формирование знаний об особенностях сред обитания и при животных к ним
Расширение знаний о роли животных в сообществах
Формирование знаний о типах экологических взаимоотношений животных
Планируемые результаты:
Личностные: формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения.
Предметные: усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях.
Содержание урока.
Орг.момент.
Проверка знаний.
Что такое зоология? Что она изучает?
Докажите, что животные – это живые организмы
Чем животные отличаются от представителей других царств живой природы?
Раскройте значение животных в природе. Подтвердите свой ответ примерами.
Какое значение животные имеют в жизни человека?
3. Актуализация знаний.
Где обитают животные?
4. Изучение нового материала.
Что такое среда обитания? Какие среды обитания вы знаете?
1. Особенности сред обитания животных
Среда обитания
Особенности среды
Примеры животных
При к среде обитания
Местообитания – участок среды обитания, в котором существует конкретный вид организмов.
2. Типы экологических взаимоотношений животных
Тип взаимоотношений
Определение
Примеры
паразитизм
Взаимоотношения, при которых особи одного вида обитают в теле особей другого вида и питаются за их счет.
Тля паразитирует на огурцах, блоха – на коже собаки.
хищничество
Взаимоотношения, при которых один вид умерщвляет и поедает особей другого вида
Гепард охотится на антилоп, крот охотится на дождевых червей
конкуренция
Взаимоотношения, при которых разные виды имеют сходные экологические потребности, при этом один вид вытесняет другой
Конкуренция горностаев и ласок за пищу, синиц и мухоловок за место гнездования
3.Роль животных в сообществах
Типы сообществ организмов
Типы сообществ
Определение
Примеры
Экосистема
комплекс организмов разных видов и условий их существования
Океан, пруд, аквариум
Биогеоценоз
комплекс организмов разных видов и условий их обитания, расположенный на определенной территории
Пруд, сосновый лес, луговая степь
Биоценоз
сообщество живых организмов разных видов
Сообщество растений, животных, грибов, бактерий смешанного леса
В любой экосистеме складываются цепи питания.
Цепь питания – это последовательность организмов разных видов, из которых каждый вид является пищей для последующего.
5. Закрепление.
Заполнить графы с примерами в таблицах.
6. Вывод: Многообразие животных связано с их при к различным условиям обитания. В ходе эволюции сложились различные экосистемы, в которых все виды взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.