20 время идет! рассмотри схему, отражающую развитие животного мира земли. 1 — зелёные водоросли; 2 — красные водоросли; 3 — бурые водоросли; 4 — мхи; 5 — плауны; 6 — папоротники; 7 — хвощи; 8 — голосеменные; 9 — однодольные; 10 — двудольные какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённых на фотографиях растений? запиши в таблицу номера соответствующих групп: ламинария, страусник, зверобой.
Человек использует растения в пищу, как лекарства, на корм животным, производит из них ткани, бумагу, строительный материал и другое. Человечество всецело зависит от растений. Те растения, которые человек использует, но они растут в природе, называются дикорастущими. Те растения, которые человек специально выращивает, называются культурными. Люди выводят различные сорта культурных растений, разрабатывают приемы их возделывания.
Первобытные люди не выращивали растения, они питались, собирая съедобные плоды, семена, корни и побеги дикорастущих растений. Осваивая новые менее благоприятные места обитания, людям не всегда хватало пищи. Они были вынуждены учиться выращивать растения, отбирать из них наиболее ценные, ухаживать за ними и почвой. Люди отбирали на посадку семена лучших по тем или иным признакам растений. Так происходил искусственный отбор, зарождалось растениеводство, как вид деятельности человека.
Из-за отбора постепенно растения, которые возделывал человек, начали отличаться от своих дикорастущих предков. У культурных растений больше семян (злаки), крупнее плоды (яблоки) и т. д.
Методы искусственного отбора со временем совершенствовались, создавались новые формы растений — сорта. Вопросами создания новых сортов растений и пород животных занимается наука селекция.
Существует большое количество сортов почти у каждого культурного растения. Отдельные сорта могут быть предназначены для конкретной цели или конкретных условий произрастания.
Культурные растения более требовательны к условиям жизни, чем их дикорастущие собраться. Для их полноценного роста и развития необходимо возделывать почву, уничтожать сорняки и вредителей, вносить удобрения, осуществлять полив. Если этого не делать, то урожайность культурных растений резко снижается.
Родиной (центром происхождения) различных культурных растений являются разные континенты, хотя в настоящее время их могут выращивать на большинстве континентов. В центре происхождения культурного растения растут его дикорастущие предки.
Выделяют семь центров происхождения культурных растений:
Южноазиатский тропический (чай, рис, огурец, баклажан, лимон, апельсин, сахарный тростник, банан)Восточноазиатский (просо, соя, хурма)Юго-западноазиатский (рожь, ячмень, овес, мягкая пшеница, дыня, горох, черешня)Эфиопский, или Абиссинский (кофе, арбуз, сорго, твердая пшеница)Средиземноморский (редька, свекла, морковь, лук, виноград, капуста, лен, оливки)Центральноамериканский (тыква, фасоль, перец, подсолнечник)Южноамериканский (какао, кукуруза, помидор, ананас, арахис, картофель, хлопчатник).Центры происхождения растений изучал русский ученый Н.И. Вавилов (1887-1943). Он ездил в экспедиции по миру и собирал семена различных растений. Его коллекция состоит из тысячи образцов.
Центры происхождения растений совпадают с местами, где в древности существовало земледелие. Переселяясь на новые места, люди сажали там культурные растения из других мест. Так происходило распространение культурных растений.
Культурным растениям всегда сопутствуют сорняки. Эти растения бывают похожи по многим признакам на культурные, но не дают урожая, необходимого человеку. Сорняки расселяются вместе с культурными растениями, так как их семена часто смешиваются
Насекомые-опылители, птицы и млекопитающие развивались одновременно с покрытосеменными.Природа как бы заранее «подготовила» человеку обширную арену для его труда и развития: он нашелвокруг множество разнообразных полезных растений. В труде человеку пришлось осуществлять великуюмиссию познания, одомашнивания и совершенствования растений. Собирательство растений и животных. Пищу первобытный человек добывал охотой, рыболовством, сборомплодов, семян, корней, клубней, луковиц диких растений.
Растениеводство возникло одновременно в Старом и Новом Свете за 7 — 8 тыс. лет до нашей эры.Процесс одомашнивания первоначально происходил независимо в географически обособленных областяхземного шара на всех пяти континентах и, конечно, на видах окружающей флоры. Флористический составодомашниваемых видов был эндемичным для больших географических территорий, иными словами,использовалась отечественная флора. В наиболее трудном положении оказались коренные жителиизолированной Австралии, так как пищевые растительные ресурсы ее были ограниченными инеполноценными (например, почти не было сахароносных растений). В процессе растений на земном шаре определились ботанико-географические и генетическиецентры происхождения растений, пригодных для одомашнивания.
Разнообразные культурные растения имеют различную давность и различное происхождение,поэтому географически изолированные первичные цивилизации имели эндемичный состав одомашненныхрастений.
Неравноценность континентов и их отдельных областей отражалась на общем материальномразвитии местных народностей.
Достаточно напомнить, что Америка в очень древнее время после ледникового периоданеоднократно заселялась переселенцами из Азии через Аляску. Но Америка до XVI в. не имела культурыпшеницы, ячменя, ржи, овса, риса (рис. 81) и других ценных растений, а из одомашненных крупныхживотных там жила только лама.