6 8
АТФ
Мал. 4
7. Замість арабських цифр на схемі напишіть назви речовин зі списку (зверніть
увагу, що список містить зайві речовини): амінокислоти; ацетил-КоА; вода; вугле-
кислий газ; гліцерол; жирні кислоти; моносахариди; нуклеотиди; олігопептиди; піру-
ват; сечовина; фосфоліпіди.
8. Замість римських цифр на схемі напишіть назви процесів зі списку (зверніть
увагу, що один і той самий процес може бути позначений різними цифрами): гліколіз,
травлення, цикл Кребса. Укажіть, які із цих процесів відбуваються поза клітиною, які
в цитоплазмі клітини, а які — у мітохондріях?
9. Проаналізуйте схеми анаболічних і катаболічних реакцій, що відбуваються в
організмі людини, які ви склали, та зробіть висновки про взаємозв'язки обміну білків,
жирів і вуглеводів.
Ю́ность — период развития человека, предшествующий зрелости. Социально-возрастная группа, определяемая этим периодом — юношество (молодёжь).Нет единого общепринятого мнения о временных рамках этого периода. Периодизация возрастных границ, существующая в обществе система возрастной стратификации, зависит от культуры и меняется со временем. В одной культуре в одно и то же время существуют различные подходы к определению рамок, в которых рассматривается юность. Так, подростковый возраст обычно считается отдельным от юности, предшествующим ей этапом. Однако некоторые определения включают подростковый возраст как часть юности. Существуют и возрастные периодизации, вводящие между юностью и зрелостью дополнительный этап (молодость, взросление).
Представление о юности, как об отдельной переходной стадии в жизни человека не является общим для всех культур, в некоторых культурах переход от детства к зрелости заключается в коротком «ритуале посвящения»[1].
Средневековое понимание юности, как и других возрастных этапов, больше ориентировалось на социальное положение. Так, холостяк мог считаться «юношей» независимо от возраста. В XVIII веке рост индивидуализма, индивидуального самоопределения, в противоположность при к существующим порядкам появлению нового, романтического, понимания юности, как эпохи «бури и натиска», «второго рождения». Книгу «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жака Руссо (1762), где эти идеи были подробно изложены, называют «открытием» или «изобретением» юности.[2]
Одним из вариантов определения юношеского возраста выступает период от 11 лет до 21 года[3]. Многие периодизации проводят верхнюю границу юности в районе 22—23 лет[4].
В границах юности могут выделяться ранняя юность (старший школьный возраст), и поздняя юность, соответствующая периоду жизни после окончания школьного обучения.
Происходящее изменение хронологических границ юности, её удлинение, связано, с одной стороны, с ускорением физического и полового созревания (акселерация), и с другой стороны, с удлинением периода обучения. Новые поколения молодёжи позже, чем в начинают самостоятельную жизнь.К концу юношеского периода завершается общее физическое созревание и половое созревание организма, достигается физическая зрелость. Юноши и девушки достигают максимального роста (в среднем к 21 и к 17 годам, соответственно)[5].
В психологическом развитии в этом периоде важную роль играют процессы самосознания и самоопределения, решаются задачи обретения самостоятельности, вступления во взрослую жизнь, профессионального самоопределения. Формируется целеполагание строить жизненные планы), мировоззрение, общественная позиция. При нормальном развитии, в юности достигается социальная зрелость.
В юности уменьшается и преодолевается свойственная предшествующим этапам развития зависимость от взрослых. В отношениях со сверстниками увеличивается значение индивидуальных контактов и привязанностей по сравнению с коллективными формами общения, на фоне расширения круга общения и ощущения групповой принадлежности.
Необхідність постійного і пильного захисту людини від впливу різноманітних, множинних мутагенних чинників обгрунтована в першу чергу потребою в забезпечені власного гомеостазу, а також адекватної здатності репродуктивного аппарату людини до розмноження.
Під час впливу різноманітних мутагенних факторів фізичного (наприклад, ультрафіолетового опромінення), біологічного (наприклад, вірусів) і хімічного (наприклад, наркотиків) генезу в значній мірі посилює інтенсивність обміну речовин, що дуже сильно скорочує тривалість життя людини. Результат дії таких факторів іноді може стати причиною невідкладної і передчасної смерті представника данного виду.
Значний вплив різноманітних мутагенів на репродуктивну систему зумовлює дуже суттєвий вплив на процеси формування та дозрівання статевих клітин, органів і необхідні для вдалого розмноження їх елементи.
Це стає прямою причиною зменшення частоти зустрічуванності генів цього організму в популяціях данного виду, что позбавляє і збіднює весь його генофонд в цілому. Часом, це може стати причиною навіть повного зникнення з них генів сімей, родин і родів.