7 сынып ТЖБ 4 тоқсан
Тапсырма1.Сұрақтарға жауап беріңіздер [3]
Ағзалардың өз ататегіне ұқсау қабілеттілігі- деп аталады.
Ағзалардың өз ататегінен ерекшелену қасиеті деп аталады.
Тұқымқуалаушылық қасиетіне жауапты зат қалай аталады?
Тапсырма 2.Сәйкесінше толтыр (+/) [4]
Митоз
Мейоз
Соматикалық жасушаларда жүреді
Бөліну алдында хромосомалар саны 2 еселенеді
Нәтижесінде 4 жасуша пайда болады
Нәтижесінде жыныс жасушалары пайда болады
Тапсырма 3. Өсімдіктің вегетативтік көбею түрлері: [1]
А) бөлшектену В) тозаңдану С) клондар D) ұрықтану Е) партеногенез
Тапсырма 4.Мына суреттерде тозаңданудың қандай түрі бейнеленген? [2]
А В
А
В
Тапсырма 5.Өздігінен және айқас тозаңданатын өсімдіктердің ерекшелігін сипаттаңыз.[2]
№
Тозаңдану түрлері
Ерекшелігі
1
Өздігінен
2
Айқас
Тапсырма 6.Жәндіктердің көбею және даму типтері мен ерекшеліктері сәйкестендір: [4]
Даму типтері
Ерекшеліктері
Жәндіктер
А
Толық түрленіп дамитын жәндіктер
C
Бұл жағдайда жұмыртқадан шыққан жәндіктер ересек жануарларға ұқсайды
E
Қоңыз, көбелек, шыбын, маса, ара
B
Шала түрленіп дамитын жәндіктер
D
Жұмыртқадан шыққан дернәсілдер ересек жәндікке мүлде ұқсамайды
F
Дәуіт, шегірке, тарақан, бит
Тапсырма 7 «Онтогенез», «тура даму», «метаморфоз» терминдеріне анықтама беріңіз. [3]
Онтогенез-
Тура даму-
Метаморфоз-
Тапсырма 8. Эмбриогенез сатыларын сәйкестендіріңіз [5]
Сатылар
Сипаттамасы
1.Органогенез
2.Ерте гаструла
3.Зигота
4.Нейрула
5.Бластула
A. ерте сатыдағы екі қабатты ұрық
B. бір қабатты ұрық
C.тек желілерге тән ұрықтың даму сатысы
D.мүшелердің түзілу үдерісі
E. ұрықтанған жұмыртқа жасушасы
1
2
3
4
5
Тапсырма 9. Суретке қараңыз
A B
A әрпімен берілген бактерияның түрін аңықтаңыз.
[1]
Суретте B әрпімен берілген бактерия түрін сипаттаңыз[1]
Тапсырма 10. Сұрақтарға жауап беріңіздер [2]
1. Бактерияларды зақымдайтын вирустардеп аталады.
2. Вирустардың пішіндері қандай болады?
Тапсырма 11. Вирустардың құрылысын жазыңыз. [2]
1.2
Тапсырма 12. Залалсыздандыратын және антисептикалық заттар медицинада қай ғасырдан бастап пайдалана бастады? Қайда және қандай мақсатта қолданылады?
[2]
Из растений семейства крестоцветных, цветущих осенью, широко распространена сорная трава редька дикая. Как типичный представитель класса двудольных это растение обладает всеми типичными признаками класса. Стебель редьки дикой прямостоячий, покрыт в нижней части жесткими волосками. Листья лировидной формы расположены поочередно. Цветки с желтыми лепестками имеют типичное для семества крестоцветных строение. Они довольно крупные и собраны в соцветие-кисть.
ответ:
объяснение:
!
*галактоземия– заболевание наследственной природы, характеризующееся повышением в крови уровня галактозы. галактоза является одним из компонентов, входящих в состав лактозы, молочного сахара, в большом количестве содержащегося в грудном молоке.
в основе патологии лежит нарушение активности фермента галактоза- 1 – фосфат -уридилтрансфиразы.
в норме галактоза в печени превращается в глюкозу.
при отсутствии галактоза- 1 – фосфат уридилтрансферазы в организме ребенка накапливаются в большом количестве галактоза- 1 – фосфат, которая по принципу конкурентного ингибирования тормозит реакции, в которых участвует глюкоза. это приводит к гипогликемии, нарушению энергетического обмена – недостаточности образования молекул атф, что снижает скорость пролиферации и дифференцировки клеток различных внутренних органов, прежде всего цнс, нарушает их функции.
в результате ребенок теряет в весе, плохо развивается, печень увеличивается в объеме, развивается цирроз печени и др.
если своевременно выявить эту патологию, то переводя ребенка на искусственную диету, не содержащую галактозу, можно развитие таких серьезных последствий.
* фруктоземии
при фруктоземии у ребенка в результате мутации соответствующих генов отсутствует фермент фруктоза- 1 – фосфат и снижена активность альдолазы, расщепляющей фруктоза – 1,6- дифосфат.
как и при галактоземии, накопление избыточных количеств фруктоза –1-фосфат и фруктоза – 1, 6- дифосфат, близких по структуре к глюкозе, сопровождается их конкуренцией с глюкозой за ферменты. поскольку их при данной патологии много, то они занимают место глюкозы, тем самым блокируя реакции углеводного, энергетического обменов.
у таких детей страдает темп развития, характерна умственная отсталость, поражение печени и пр.
в случае выявления патологии необходимо переводить ребенка на диету с минимальным количеством фруктозы.
3? сахарный диабет, этиология, патогенез, классификация, осложнение.
сахарный диабетзаболевание, в основе развития которого лежит абсолютная и /или относительная недостаточность инсулина в организме, вызывающая нарушение обмена веществ.
занимает i место среди эндокринной патологии, 3-е место как причина смерти ( после сердечно-сосудистых и онкозаболеваний), которая может наступить из-за острых (кома) или поздних осложнений диабета.
выделяют следующие формы:
1. – инсулинзависимый – изд или сахарный диабет i типа;
2. – инсулиннезависимый диабет – инзд, или сахарный диабет ii типа;
3. – симптоматический, или вторичный диабет, эндокринные заболевание: - акромегалию, болезнь иценко- кушинга и заболевание поджелудочной железы – панкреатит.
4. – диабет беременных (выявленный впервые при беременности).
* этиология.
установлено, что сахарный диабет – генетически и неоднородная группа. в основе изд и инзд лежат разные варианты генетической предрасположенности, у больных изд чаще всего на 6-й хромосоме. в этиологии изд имеют значение вирусы паротита, кори, врожденной краснухи, аденовирусы, вирусы коксаки, некоторые вещества.
эффектом моноциты и макрофаги, цитотоксические т-лимфоциты, к- и цитотоксические антитела, относящиеся к иммуноглобулинам –g-класса, а также цитокины – интерлейкин – 1, фактор некроза опухолей, интерферон.
в результате длительного деструктивного процесса к моменту полной клинической картины 85-90% β клеток уже разрушены, что приводит к абсолютной недостаточности выработки инсулина.
для инзд характерен аутосомно-доминантный тип наследования.
имеются данные о локализации «диабетогенных» генов в 11-й хромосоме. генетическая предрасположенность при инзд играет более значительную роль, чем при изд.
передание и связанное с ним ожирение являются внешними и основными провоцирующими факторами, способствующими развитию инзд. избыточное потребление пищи приводит к гиперсекреции инсулина, что способствует липогенезу и ожирению и со временем может вызвать декомпенсацию β – клеток.
* патогенез сахарного диабета.
в основе развития диабета лежит сложный патологический процесс, нарушением углеводного, белкового и жирового обмена.
абсолютный или относительный дефицит инсулина приводит к энергетическому голоданию мышечной и жировой тканей. компенсаторно усиливается секреция контринсулярных гормонов, в частности, глюкагона. вместе с дефицитом инсулина это приводит к расстройствам углеводного, жирового и белкового обмена, водно-электролитного и кислотно-основного .