9 класс Тест по теме «Экологические факторы» вариант №1
1.Что относится к биотическим факторам:
а)температура воздуха; б)симбиоз у организмов; в)влажность почвы;
г)создание заповедника;
2. Какой антропогенный фактор влияет на численность лосей в Бурзянском районе Башкортостана: а)наличие паразитов; б)сильные морозы;
в)загрязнение атмосферы выбросами нефтеперерабатывающего завода; г)создание заповедника;
3. Какой антропогенный фактор влияет на численность рыб в водоёме:
а) обмеление водоёма; б)загрязнение водоёма сточными водами;
в)численность паразитов; г) сильные морозы;
4. Организмы – потребители органических веществ в экосистеме, которые не к фотосинтезу, и поэтому питаются готовыми органическими веществами
а) гетеротрофы б) консументы в) продуценты г) редуценты
5. Правильно составленная пищевая цепь:
а) листья – тля - божья коровка –скворец – ястреб
б) тля – листья – божья коровка – скворец – ястреб
в) ястреб – скворец – божья коровка – тля – листья
г) листья – божья коровка – тля – скворец – ястреб
6. В экосистеме хвойного леса белка является :
а) продуцентом б) консументом 1 порядка ( растительноядные)
в) консументом 2 порядка ( плотоядным) г) редуцентом
7.Совокупность живых организмов вместе с физической средой обитания, объединённые круговоротом веществ и энергии в единый комплекс : а)экосистема; б)биотоп; в)биоценоз; г)биосфера;
8.Вторичные консументы ( консументы 2 порядка) в экосистемах:
а) все растения к фотосинтезу (растения и цианобактерии)
б)все плотоядные животные; в)все растительноядные животные;
г) все бактерии и грибы;
9. Какой абиотический фактор ограничивает рас деревьев в степи ? а) вытаптывание туристами; б) высокая численность зайцев; в)выпас скота; г)высокая температура воздуха в степи;
10. Количество энергии, передаваемой с одного пищевого уровня на другой уровень :
а) 1% б)5 % в)10 % г)100%
2. Как осуществляется ход воздуха в легкие и из легких? При вдохе сокращаются межреберные мышцы. Ребра приподнимаются, диафрагма опускается и становиться более плоской. Все это приводит к увеличению объема грудной полости. Легкие при этом расширяются, происходит вдох. Воздух через дыхательные пути устремляется в легкие и попадает в легочные альвеолы. При расслаблении межреберных мышц ребра опускаются. Диафрагма занимает свое прежнее положение, становится выпуклой – объем грудной полости уменьшается, легкие сжимаются, и воздух по дыхательным путям выталкивается наружу. Происходит – выдох.
3. Просмотрите табл.1 и выпишите из нее особенности дыхательной системы, доказывающие принадлежность человека к классу млекопитающих, укажите их значение. 1) Носовая и ротовая полости разделены твердым и мягким небом. Между зубами и щеками существует щель. Этим обеспечивается возможность жевать, не нарушая дыхания, осуществлять сосательные движения: при вскармливании рот детеныша герметически захватывает материнский сосок. 2) Грудная и брюшная полости разделены диафрагмой, мышечной перегородкой, образующей грудобрюшную преграду. Функциональная роль: Диафрагма участвует в акте вдоха и выдоха, изменяя объем грудной полости. 3) Легкие альвеолярного типа: состоят из множества легочных пузырьков (альвеол), к которым воздух поступает по трубкам, образующим бронхиальное дерево. Функциональная роль: Увеличивается поверхность соприкосновения кровеносных сосудов с воздухом легочных пузырьков.
4. По каким признакам можно судить зимой о запыленности окружающего воздуха? О запыленности окружающего воздуха можно судить по выпавшему снегу, если растаять его. Получится мутная или даже грязная вода. Как известно, пыль легко пристает к летящим снежинкам. А в воздухе пыли очень много, потому что город загрязнен выхлопами автомобилей, отходами промышленных предприятий и т.д.
5. Разберите на модели Дондерса (см. рис. 56), как происходит вдох и выдох. Согласно модели Дондерса механизм вдоха и выдоха можно описать так: Трубка воронки моделирует дыхательные пути, шарик внутри воронки – легкое, резиновое дно – диафрагму, стеклянный корпус воронки – стенки грудной полости. Чтобы продемонстрировать вдох, диафрагму надо опустить вниз. Атмосферное давление в грудной полости и шарике, изображающем легкое, упадет, и наружный воздух войдет внутрь шарика. Он раздуется, как легкое в состоянии вдоха. Если немного вдавить диафрагму внутрь, воздух из шарика выйдет. И произойдет выдох.