Головной мозг человека (лат. encephalon) является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков.
Головной мозг человека занимает всю полость мозгового отдела черепа, кости которого защищают головной мозг от внешних механических повреждений. B процессе роста и развития головной мозг принимает форму черепа. Внешне мозг напоминает студенистую массу желтоватого цвета, поэтому в древности считали, что это вещество, которое охлаждает кровь, и при бальзамировании трупов его не хранили.
Головной мозг подразделяют на пять отделов:1) продолговатый мозг (myelencephalon, или medulla oblongata);
2) задний мозг (metencephalon), состоящий из моста (варолиева) и мозжечка;
3) средний мозг (mesencephalon), в котором располагаются ножки мозга и четверохолмие;
4) промежуточный мозг (diencephalon), состоящий из зрительного бугра (таламус), надбугорья, подбугорья и забугорья;
5) конечный мозг (telencephalon), или большие полушария.
(рис.4)
Экран 5. (Верхняя строка) Практическая работа: « Строение головного мозга».
Демонстрация текста + озвучивание: «Перед проведением практической работы необходимо ознакомиться с инструкцией».
Предложения появляются последовательно над рисунком.
Разберите модель головного мозга на две части.
Пользуясь рисунком в учебнике и таблицами, найдите продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг, большие полушария, мозжечок.
Рассмотрите большие полушария головного мозга. Найдите борозды и извилины.
По основным бороздам выделите доли полушария: лобные, теменные, височные и затылочные.
Зарисуйте полушария сбоку и укажите его области.
Соберите модель головного мозга. В ее нижней части найдите места выхода черепно-мозговых нервов. Определите отделы мозга, от которых отходят некоторые из них.
Гуморальная регуляция у человека Подобный процесс начал проявляться у живых существ достаточно давно, встречается он у многих, но имеет свои определённые отличия в зависимости от конкретного вида. Особенность человека, а также некоторых видов сложных высокоразвитых животных: данные процессы подчиняются нервной регуляции. Нервная и гуморальная регуляция составляют вместе единую систему функционирования. Её научное название нейрогуморальная регуляция, и изучается она, как правило, только в таком виде. Во время обмена веществ выделяют определённые продукты, воздействующие на эффекторные органы и на нервные окончания, нервные центры. При этом рефлекторным или гуморальным путём вызываются определённые реакции, необходимые для нормального функционирования организма. Если рассмотреть подобные реакции на примере человеческого организма, то некоторые из них начинают работать тогда, когда нужно восстанавливать жизнедеятельность. Во время физической нагрузки ускоряется обмен веществ, учащается сердцебиение и дыхание. Нагрузка на мышцы провоцирует необходимость ускорять сердцебиение, чтобы обеспечить их кислородом. Это в свою очередь приводит к тому, что в крови становится слишком много CO2, а для того, чтобы избавиться от него нужно учащать дыхание - так организм восстанавливает недостаток кислорода и избавляется от углекислого газа. Это является примером гуморальной регуляции.
Головной мозг человека (лат. encephalon) является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков.
Головной мозг человека занимает всю полость мозгового отдела черепа, кости которого защищают головной мозг от внешних механических повреждений. B процессе роста и развития головной мозг принимает форму черепа. Внешне мозг напоминает студенистую массу желтоватого цвета, поэтому в древности считали, что это вещество, которое охлаждает кровь, и при бальзамировании трупов его не хранили.
Головной мозг подразделяют на пять отделов:1) продолговатый мозг (myelencephalon, или medulla oblongata);
2) задний мозг (metencephalon), состоящий из моста (варолиева) и мозжечка;
3) средний мозг (mesencephalon), в котором располагаются ножки мозга и четверохолмие;
4) промежуточный мозг (diencephalon), состоящий из зрительного бугра (таламус), надбугорья, подбугорья и забугорья;
5) конечный мозг (telencephalon), или большие полушария.
(рис.4)
Экран 5. (Верхняя строка) Практическая работа: « Строение головного мозга».
Демонстрация текста + озвучивание: «Перед проведением практической работы необходимо ознакомиться с инструкцией».
Предложения появляются последовательно над рисунком.
Разберите модель головного мозга на две части.
Пользуясь рисунком в учебнике и таблицами, найдите продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг, большие полушария, мозжечок.
Рассмотрите большие полушария головного мозга. Найдите борозды и извилины.
По основным бороздам выделите доли полушария: лобные, теменные, височные и затылочные.
Зарисуйте полушария сбоку и укажите его области.
Соберите модель головного мозга. В ее нижней части найдите места выхода черепно-мозговых нервов. Определите отделы мозга, от которых отходят некоторые из них.
Объяснение: