ДІЯЛЬНІСТЬ Завдання на застосування знань За до таблиці схарактеризуйте ключові біогеохімічні цикли біосфе- ри. Визначте подібність й відмінності між ними. ЦИКЛ ЦИКЛ ЦИКЛ Цикл Назва Карбону Нітрогену Фосфору Сульфуру Основне депо Основна доступна форма Резервний фонд Процеси біотичного перетворення Процеси абіотичного перетворення Ступінь саморегуляції
Как любой живой организм, растения растут и развиваются.
Рост - увеличение размеров и массы растения. У растений рост неограниченный, то есть они растут всю жизнь. Увеличение размеров растения связано с образовательной тканью, клетки которой имеют тонкие стенки и все время делятся. Она находится на верхушках побегов ( за счет нее побеги растут в длину). Она находится в корне под чехликом (за счет нее растет в длину корень). Она расположена у древесных и кустарниковых пород между ксилемой и флоэмой и за счет нее происходит утолщение ствола. Особая вставочная образовательная ткань есть у злаков. Она расположена в междоузлиях и обеспечивает злакам быстрый вставочный рост, так как у них растет не только верхушка, но и каждое междоузлие удлиняется. Кроме того, рост может быть непрерывный, например у тропических растений, которые растут каждый год без перерывов, и периодический рост, например в средней полосе в связи с наличием сезона зимы, когда из-за низких температур ростовые процессы прекращаются, и возобновляются только весной.
Развитие растений - это изменение его свойств, качественные изменения, происходящие в течение жизни растения. например семя, прорастание смени, появление семядолей, первых настоящих листьев, цветение, плодоношение или спороношение. У растений в онтогенезе выделяют 4 этапа
1. Зародышевый период
От образования зиготы при оплодотворении до созревания семени.
2. Период молодости
От периода прорастания семени до начала цветения
3. период зрелости
В этот период растение активно цветет и плодоносит. У однолетних растений это период от цветения до опыления, к многолетних может занимать от двух лет до нескольких сотен лет
4. Период старости
Растение перестает цвести и плодоносить. оно стареет и постепенно умирает.
"Рост и развитие растений"
Как любой живой организм, растения растут и развиваются.
Рост - увеличение размеров и массы растения. У растений рост неограниченный, то есть они растут всю жизнь. Увеличение размеров растения связано с образовательной тканью, клетки которой имеют тонкие стенки и все время делятся. Она находится на верхушках побегов ( за счет нее побеги растут в длину). Она находится в корне под чехликом (за счет нее растет в длину корень). Она расположена у древесных и кустарниковых пород между ксилемой и флоэмой и за счет нее происходит утолщение ствола. Особая вставочная образовательная ткань есть у злаков. Она расположена в междоузлиях и обеспечивает злакам быстрый вставочный рост, так как у них растет не только верхушка, но и каждое междоузлие удлиняется. Кроме того, рост может быть непрерывный, например у тропических растений, которые растут каждый год без перерывов, и периодический рост, например в средней полосе в связи с наличием сезона зимы, когда из-за низких температур ростовые процессы прекращаются, и возобновляются только весной.
Развитие растений - это изменение его свойств, качественные изменения, происходящие в течение жизни растения. например семя, прорастание смени, появление семядолей, первых настоящих листьев, цветение, плодоношение или спороношение. У растений в онтогенезе выделяют 4 этапа
1. Зародышевый период
От образования зиготы при оплодотворении до созревания семени.
2. Период молодости
От периода прорастания семени до начала цветения
3. период зрелости
В этот период растение активно цветет и плодоносит. У однолетних растений это период от цветения до опыления, к многолетних может занимать от двух лет до нескольких сотен лет
4. Период старости
Растение перестает цвести и плодоносить. оно стареет и постепенно умирает.
Пути передачи инфекции
Дл того чтобы предпринимать адекватные меры при профилактике того или иного
инфекционного заболевания, необходимо точно знать, каким именно образом оно попадает в
организм человека. В настоящее время выделяют следующие пути передачи инфекционных
заболеваний:
- воздушно-капельный. Передаются от человека к человеку при вдыхании воздуха,
наполненного бактериями, которые выделяются больным при кашле и чихании. К данному
виду заболеваний относятся все типы острых респираторных вирусных инфекций: грипп,
коклюш, корь, ветряная оспа, краснуха, туберкулез, а также менингококковая и аденовирусная
инфекции.
- фекально-оральный. Передаются через зараженные пищевые продукты, грязные руки, воду,
содержащую вредоносные бактерии. Передача подобным путем характерна для дизентерии,
энтероколита, сальмонеллеза, различных видов кишечных инфекций, полиомиелита,
дифтерии, скарлатины, гепатита А, лептоспироза, брюшного тифа, холеры и сибирской язвы.
- контактно-бытовой. Передаются при непосредственном контакте с возбудителем инфекции,
либо через зараженные предметы обихода. Такими заболеваниями могу являться герпес,
чесотка, столбняк, газовая гангрена, гельминты и бруцеллез.
- трансмиссивный. Передаются через укусы насекомых (сыпной тиф, малярия, чума,
энцефалит), а также через плаценту от матери к ребенку (в том случае, если беременная
женщина инфицирована любым из описанных выше инфекционных заболеваний вне
зависимости от традиционного пути его передачи).