дай 1. Выберите из перечисленных примеры негативного влияния человека на экосистемы: браконьерство, создание заповедников, вырубка лесов, отходы химического производства, выращивание растений.
( )
2. А) Составьте пищевую цепь, состоящую из трех звеньев:
( )
В) Что является продуцентом в данной цепи?
( )
С) Назовите консументов (потребителей) 2 порядка:
( )
3. Приведите примеры животных местного региона, занесенных в Красную книгу:
( )
4. Какой абиотический фактор может привести к резкому сокращению численности популяции речного карася? ( )
А) Пересыхание водоёма В) Обильные дожди летом С) Недостаток света Д) Увеличение численности водных растений
5. А) Дайте определение понятию «сукцессия». ( )
В) Какой вид сукцессии можно наблюдать на месте сгоревшего леса? Почему? ( )
6. А) На рисунках в таблице представлены различные животные. Определите среди них позвоночных и беспозвоночных животных. ( )
Название животного Изображение Позвоночное или беспозвоночное
Рыба
Дождевой червь
Лягушка
Скорпион
В) Рассмотрите рисунок. Используя дихотомический ключ, определите данное беспозвоночное животное. Покажите путь определения животного, обводя в круг слова «да» или «нет». ( )
С) Определите систематическое положение собаки домашней: ( )
Царство , Тип , Род Вид
7. А) Определите, какое влияние на растение оказывают азотные удобрения ( )
Б) По каким признакам вы определите недостаток фосфора у растений: ( )
8. А) Дайте определение понятию «ткань» ( )
В) Определите на рисунке ткань и систему органов.
Укажите стрелками и подпишите ( )
9. Изучите рисунок растительной и животной клетки.
А) Назовите структурные компоненты растительной клетки, которыми она отличается от животной клетки
( )
В) Назовите основные части клетки, одинаковые у
растений и животных: ( )
10. Опишите роль воды в клетках. Установите соответствие между правым и левым столбцом таблицы: ( )
1. Ускорение химических реакций А) Поступление веществ в клетку и удаление их из клетки в виде растворов
2. Обеспечение перемещения веществ В) Благодаря к медленному нагреванию и остыванию
3. Участие в теплорегуляции С) За счет растворения веществ в клетке
ответ: 1. , 2. , 3 .
1) Береза - растение, дающее возможность для развития в его корнях и рядом со стволом грибов (грибницы используют корни для выживания) и кустов (берёза привлекает насекомых для опыления, а те заодно опыляют и кусты). Это комменсализм.
2) Лиса является хищником и консументом второго порядка, а заяц - травоядным животным и консумент первого порядка. Заяц находиться на одну ступень ниже лисы в пищевой цепи, он её добыча. Это хищничество.
3) Там, где посеют рожь - практически всегда всходит василёк. Изначально данные растения друг другу - василёк привлекал к неяркой и непривлекательной ржи насекомых для опыления, а рожь давала хилому цветку возможность для подпитки из её относительно мощных корней. Однако такое соседство - не обязательно для обоих растений. Подобные отношения называются факультативным симбиозом. В современном мире васильки всходят вместе с рожью из-за того, что отделить семена одних растений от других - достаточно проблематично из-за их внешней схожести.
4) Курица сталкивает другую курицу с насеста в условиях дефицита пространства. То есть происходит борьба за ресурсы, которых не хватает, среди представителей организмов, относящихся к одному виду. Это внутривидовая борьба за выживание.
5) Карась - это рыба мелкая, которая является частой добычей щуки. Однако, кроме того, они в некотором роде конкурируют за некоторые из видов более мелкой добычи. Так что здесь речь может идти о хищничестве, а также о межвидовой борьбе за выживание.
Корни-прицепки, которые развиваются из придаточных корней и растениям прикрепляться к различным поверхностям — стволам деревьев, фасадам зданий.
Пример:
Плющ балтийский ловко взбирается по сосновым стволам при корней-прицепок.
Пример:
Корни-прицепки имеются также у тропического растения ванили, которую мы знаем как ароматную пряность.
Корни-подпорки:
У некоторых тропических деревьев (например, у баньяна) на стволах и крупных ветвях образуются придаточные корни, дорастающие до земли и служащие подпорками
Досковидные корни-подпорки образуются как у растущих в тропических лесах деревьев, например, у хлопкового дерева, так и у деревьев, растущих в умеренных широтах, например, у вяза обыкновенного. Мангровые леса за короткое время образуют густые заросли, предохраняющие берег от разрушения морскими волнами.
Корни-ходули:
Ризофора занимает первую линию мангровых лесов, наиболее глубоко вторгающуюся в океанские воды; вторую образует в основном авиценния, а дальше в заболоченной прибрежной полосе растут лагунария, банистерия и другие.
Интересно, что ходульные корни развиваются не только у мангровых деревьев. Такие же корни имеются и у множества различных деревьев, растущих в пресных болотах. В качестве примера можно привести дикий мускатный орех , встречающийся в заболоченных лесах Малайи.
Панданусы выбрасывают растущие вниз придаточные корни, вероятно, для создания дополнительной опоры. По мере роста дерева у него появляются все новые подпорки, особенно если оно почему-либо согнуто. Каждая из подпорок, в свою очередь, выпускает дополнительные корни, и поэтому кажется, что дерево куда-то шагает.
Ходульные корни еще одного вида имеет бразильская пальма пашиуба (Iriartea exorrhiza) . При взгляде на это дерево создается впечатление, что его ствол никогда не соприкасался с землей, так как он «висит» в воздухе на высоте 2-3 метров, опираясь на небольшие, расположенные шатром корни.
Такие же корни и у пробочного, или зонтичного, дерева, растущего в тропиках западной Африки.