До ть. Вкажіть правильну відповідь («тан» чи «ні»)
1. Хромосоми стають помітними у світловий мікроскоп лише під час клітинного поділу.
2. Хемосинтезуючі організми мають хлорофіл.
3. У багатоклітинних водоростей тканин немає.
Тестові завдання з однією правильною відповіддю
4. Хлоропласти містяться у клітинах:
а) рослин; б) тварин; в) грибів.
5. Клітини якої тканини здатні до скорочення:
а) нервової; б) м’язової; в) епітеліальної; г) сполучної.
6. Вкажіть, завдяки якому процесу з неорганічних сполук утворюються органічні:
а) фотосинтезу; б) розщеплення.
II рівень (правильне розв’язання кожного завдання оцінюється в 0, )
Доповніть незанінчене речення
7. Непостійні структури, які можуть зникати у процесі життєдіяльності клітини, - …
8. Органи багатоклітинних організмів, які забезпечують розмноження, називають …
9. Виникнення відмінностей у будові та функціях клітин, тканин та органів під час індивідуального розвитку завдання з відкритою відповіддю
10. Як розмножуються клітини?
11. Які умови потрібні для здійснення фотосинтезу?
12. Які функції виконує нервова система у тварин?
III рівень (правильне розв’язання кожного завдання оцінюється в )
Тестові завдання з кількома варіантами відповідей
13. Вкажіть, в яких органелах клітини синтезуються вуглеводи:
а) мітохондріях; г) на зернистій ендоплазматичній сітці;
б) клітинному центрі; д) хлоропластах;
в) на незернистій ендоплазматичній сітці; е) лізосомах.
Розв’язування задач
14. Пептид, що утворився внаслідок трансляції на основі фрагмента ІРНК будовою – ГУУ ГУА ГАА ГГГ, складатиметься з амінокислот:
а) Фен-Про-Глі-Сер; в) Фен-Трп-Тре; д) Вал-Вал-Глю-Глі.
б) Сер-Ала-Цис-Вал; г) Тир-Про;
Дайте визначення
15. Що таке організм?
Существуют и такие, которые живут только пару часов. Но если учесть, что прежде чем стать взрослой, бабочка последовательно проходит фазы яйца, гусеницы и куколки, окончательный ответ будет таков - от нескольких месяцев до нескольких лет. Такие бабочки даже не имеют пищеварительной системы и ротового аппарата. Вся цель их жизни - это единственный танец любви, после которого зародится новое поколение таких бабочек.
Дневные бабочки живут по-разному. Есть летние виды, которые живут очень мало - 2-3 недели, до месяца. У разных видов продолжительность жизни сильно варьирует в зависимости от биологии вида. Например, крапивница, павлиний глаз, траурница зимуют, а потому живут до 9 месяцев, лимонница даже больше.
Рекордсмены по низкой продолжительности жизни из ночных бабочек - шелкопряды и некоторые бражники, живут всего несколько дней. Потому что у них нет пищеварительной системы, бабочки не питаются, а живут за счет жиров, накопленных гусеницей.
С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования – стала испытывать на себе антропогенное влияние (то есть влияние человека и его деятельности).
Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга – человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т.д.), сильно зависел от нее.
По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.
Начиная с XVI – XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияния человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.
В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.
В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничным, всеобщая компьютеризация и т.д.), а природа почти полностью подчинена человеку.
Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.
В связи с этим возникает экологическая проблема – проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.
Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:
истощение недр – на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных количествах добывало полезные ископаемые, что привело к истощению (близкому к катастрофическому) внутренних резервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80-100 лет);
загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;
уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т.д.) нарушает привычные образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;
применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.