Для чего при прорастании семенам нужна вода, мы выяснили. а зачем нужен воздух? необходимость воздуха объясняется тем, что семена дышат, то есть они поглощают кислород и выделяют углекислый газ. дыхание необходимо на ранней фазе прорастания семян, поэтому снабжение кислородом влияет на прорастание. семена обычно в более высоких концентрациях кислорода для прорастания, чем это требуется для последующего роста проростков. относительно высокая потребность в кислороде у семян некоторых видов растений объясняется наличием кожуры, являющейся барьером для диффузии кислорода в семена. выдерживание семян, освобожденных от кожуры, при высокой концентрации кислорода ускоряет дыхание.чтобы установить дышат семена или нет, мы взяли два стеклянных цилиндра. один наполнили на 1/3 набухшими семенами гороха, а другой оставили пустым. оба цилиндра закрыли стеклом. через сутки горящую лучинку внесли в пустой цилиндр. лучинка продолжала гореть. опустили ее в цилиндр с семенами. лучинка погасла. кислород воздуха поддерживает горение и поглощается при дыхании, а углекислый газ горение не поддерживает и выделяется при дыхании. таким образом, опыт показывает, что прорастающие семена поглощают кислород из воздуха, который был в цилиндре, и выделяет углекислый газ. значит, семена дышат. дышат сухие и прорастающие семена. только дыхание сухих семян выражено слабо. при прорастании дыхание резко усиливается, поэтому семенам нужен постоянный приток кислорода. в процессе дыхания семена выделяют не только углекислый газ, но и тепло. по этой причине прорастающие семена нагреваются. если семена лежат толстым слоем, они могут перегреться. перегрев приводит к гибели зародыша, а семена с мертвым зародышем нежизнеспособны и не прорастают. способны прорастать только семена с живым зародышем. чтобы семена не портились, мы храним их сухом, хорошо проветриваемом помещении.
1. исследование влияния среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов. 2. исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на природные системы. 3. изучение экологических механизмов адаптации к среде. 4. исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости. 5. создание научной основы рациональной эксплуатации природных ресурсов, прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека и процессами, протекающими в биосфере. 6. прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в природной среде под влиянием деятельности человека. 7. оптимизация , правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного, устойчивого развития. 8. восстановление нарушенных природных систем, сохранение биосферы. 9. формирование экологического мировоззрения, развитие экологического сознания и культуры у людей всех возрастов и профессий. 10. создание новых технологий, основанных на понимании экологических возможностей данного региона, его специфичности.