Энтомологи провели учёт насекомых на 10 учётных площадках (каждая размером 50×50 см) на лугу, в результате которого было обнаружено 48 экз. бабочек. Вычисли, какова плотность популяции бабочек в расчёте на квадратный метр этого луга. (ответ округли до целых.)
ответ:
экз/м².
Человек умелый — по-видимому, первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки (орудия олдувайской культуры) — так называемые рубила — неоднократно находили вместе с останками этого существа. Именно Человек умелый перешагнул невидимую границу, отделяющую род Homo от всех других биологических существ — он сделал первый шаг по пути подчинения себе окружающей природы. Орудия, которые делал Человек умелый, почти все были кварцевые, а кварц в местах стоянок этих людей не водился. Они приносили его самое близкое за 3 км. А некоторые — за 15 км! Это доказывало, что Человек умелый действительно был человеком. Он заранее подбирал камень для своих орудий. Ни одно из животных не только не подбирает сырьё для своих орудий, но и вообще не додумывается раскалывать камень, чтобы сделать его острым, превратить в орудие. Учёные провели серию исследований и пришли к выводу, что кисть Человека умелого была к труду. Она обладала силовым захватом большей мощности. Ни у одной обезьяны таких нет.
Пчелиный язык — это язык запахов и танцев. Когда пчела обнаруживает нектар или пыльцу, она возвращается домой и начинает танцевать, описывая одну за другой правильные окружности. Танец привлекает внимание других пчел и рассказывает им,
где был найден нектар или пыльца. Другие пчелы по запаху вернувшейся могут узнать, что та нашла.
Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды, и много пчел улетает на поиск. Таким образом, пчела может сообщить о нескольких вещах. По танцу можно определить нектар или пыльца были найдены. По запаху самой пчелы можно сказать, какой цветок следует искать. Замедленность танца говорит о небольшом количестве найденной пищи.
Но все это относится только к цветам, расположенным в пределах 100 метров от улья. Когда пчела находит нужное растение дальше, при возвращении домой она показывает другой вид танца. Вместо описывания кругов она движется по восьмерке, соединяя две петли прямой линией, одновременно раскачивая брюшком из стороны в сторону. Помимо предыдущей информации, этот танец объясняет пчелам, как далеко и в каком направлении лететь. Количество поворотов в минуту означает дистанцию. Чем дальше, тем больше описывается восьмерок. Например, 11 поворотов в минуту равно -сильно дистанции в 2700 м. Линия, по которой идет пчела между двумя петлями восьмерки, показывает точное направление. Линия определяется по положению солнца на небе, так что другие пчелы могут тотчас определить правильный угол!
Пчела исполняет свой танец над сотами улья. Вокруг танцующей пчелы собираются уже взволновавшиеся пчелы и повторяют движения танцовщицы. Затем они покидают улей, уже без танцующей пчелы, указывающей им путь, и летят прямо к источнику пищи.
Кроме «танцевальной» сигнализации, пчелы пользуются также сигнализацией запахом, который создается выделением насоновых желез. Эти железы открыл русский ученый Н. В. Насонов. Их называют также «пахучими» , так как выделяемый ими секрет обладает специфическим лимонным запахом, напоминающим запах медоносного растения — мелиссы.
Некоторые исследователи (А. Рут, К. Фриш, И. Халифман) , изучавшие жизнь и поведение пчел, считают, что каждой пчелиной семье свойствен специфический, ульевой, т. е. «фамильный» запах. Поэтому пчела не рискует войти в чужой пчелиный дом, что защищает улей от грабежа медовых запасов и разорения пчелами-воровками. Ежедневные наблюдения на пасеке показывают, что пчелиная стража, зорко охраняющая вход в улей, несомненно, пользуется обонянием для пропуска своих пчел в пчелиный город и «запах семьи» — лучший пароль. Запах для пчел служит и компасом, которым они пользуются в своих полетах за нектаром и пыльцой и для возвращения домой.