Если Итоговый контроль знаний по теме «Анализаторы»
Часть 1. Задание с выбором одного верного ответа:
1. Проводниковая часть зрительного анализатора:
1. Сетчатка; 2. Зрачок; 3. Зрительный нерв; 4. Зрительная зона коры головного мозга.
2. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона?
затылочной; 2. теменной; 3. височной; 4. лобной.
3. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин:
1. С; 2. К; 3. В; 4. А; 5. Е; 6. D; 7. РР.
Часть 2. Задание с выбором нескольких верных ответов:
4. Что относят к среднему уху:
А. Барабанную перепонку; Б. Молоточек; В. Наковальня; Г. Кортиев орган;
Д. Стремечко; Е. Евстахиеву трубу.
5. Все разнообразные цветовые ощущения возникают при возбуждении пигментов в колбочках, воспринимающих:
А. Белый цвет; Б. Красный цвет; В. Зеленый цвет; Г. Синий цвет; Д.Желтый цвет.
Часть 3. Задания на установление соответствия.
6. Установите соответствие между строением сетчатки и функциями:
Сетчатка
Функции
Палочки.
Колбочки
Желтое пятно.
Слепое пятно.
Пигментный слой.
Два слоя нейронов через отверстие зрачка в виде черного пигмента, обеспечивает контрастность изображения предметов.
2. Нервные окончания зрительного нерва, воспринимающие импульсы от фоторецепторов.
3. Фоторецепторы, обеспечивающие сумеречное и ночное зрение, при этом человек не различает цветов и видит нечетко.
4. Фоторецепторы, при к восприятию яркого света, отвечают за дневное и цветное зрение.
5. Место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света.
6. Место наилучшего видения.
Верны ли данные утверждения (да или нет)? ответы зашифруйте последовательно.
Утверждение
ответ
1. Вестибулярный аппарат состоит из трех полукружных каналов и отолитового аппарата (преддверия).
2. Изображение, получаемое па левой половине сетчатки каждого глаза, анализируется в зрительной коре правого полушария.
3. Аккомодация обеспечивается зрачком.
4. Слуховые рецепторы находятся в кортиевом органе.
Часть 4. Задания на определение последовательности.
Установите последовательность механизма восприятия звука:
А) Стремечко колеблет мембрану овального окна;
Б) Звуковая волна колеблет барабанную перепонку;
В) Рецепторные клетки с волосками улавливают колебания и касаются покровной (кроющей) мембраны;
Г) Возбуждение передается по слуховому нерву в подкорковые центры среднего и промежуточного мозга;
Д) Далее колеблется жидкость в улитке;
Е) Колебания переходят на слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко) и усиливаются;
Ж) Колебания переходят на основную (базальную) мембрану;
З) Возникает нервный импульс;
И) Затем в височную долю больших полушарий головного мозга;
К) Здесь осуществляется анализ и синтез звуковых сигналов и возникает слуховое ощущение.
Відповідь:
Малярия – инфекционное заболевание, возбудителями которого являются паразиты (плазмодии малярии), которые передаются от больного к здоровому человеку через укусы малярийных комаров. Болезнь наиболее распространена в странах с тропическим климатом.
Заболевание начинается с недомогания, слабости, головной боли, боли в мышцах, суставах, пояснице, сухости во рту, затем – приступы резкого повышения температуры, рвота, расстройства пищеварения, кашель, нарушения со стороны нервной и других систем организма. Без вовремя начатого лечения болезнь может закончиться смертью.
Лечение больного малярией должно осуществляется только в условиях стационара противомалярийными препаратами, под строгим наблюдением врача. Чтобы вылечить болезнь, необходимо убить плазмодиев в крови. Для этого используются противопаразитарные препараты. В лечении неосложненной малярии сегодня чаще всего используют комбинированную терапию.
≡
Дизентерия — инфекционное кишечное заболевание. Встречается по всему миру у людей всех возрастов, но особенное распространение получает в жаркий сезон.
Возбудитель заболевания — бактерия рода шигелла (Shigella).
Источником заражения служит больной человек. Заражение дизентерией происходит при несоблюдении правил личной гигиены. Дизентерия — это болезнь грязных рук. Впрочем, можно заболеть, употребляя заражённую воду и вымытые ей фрукты или овощи, а также недостаточно обработанные термически продукты.
Диагноз дизентерии ставится врачом-инфекционистом по совокупности симптомов. Дополнительно назначают исследования, позволяющие уточнить возбудителя и применить антибиотики направленного действия, — посевы кала.
Лечение дизентерии проводится в стационаре. При лечении дизентерии врач решает две задачи — борьба с микробом-возбудителем заболевания (применяются антибиотики) и компенсация потери жидкости — обильное питьё и внутривенное вливание специальных растворов.
№ Экологические факторы Влияние на жизнедеятельность живых организмов Распространение живых организмов
1 Температура Большинство видов растений и животных при к довольно узкому диапазону температур. Некоторые организмы, особенно в состоянии покоя или анабиоза выдерживать довольно низкие температуры. В зонах холодного климата холодоустойчивые- белые медведи, лишайники, жаркого теплолюбивые-пальмы, жирафы
2 Освещение Свет обеспечивает все жизненные процессы, протекающие на Земле. Для организмов важна длина волны воспринимаемого излучения, его продолжительность и интенсивность воздействия. Например, у растений уменьшение длины светового дня и интенсивность освещения приводит к осеннему листопаду. Формируются природные зоны соствующей растительностью и животным миром. Растения – светолюбивые и теневыносливые
3 влажность Вода – это необходимый компонент клетки, поэтому ее количество в тех или иных местах обитания является ограничивающим фактором для растений и животных и определяет характер флоры и фауны данной местности Формируются сообщества растений и животных влаголюбивых и засухоустойчивых: влажных экваториальный лес, растительнось болот и верблюды животные пустынь