Хід роботи 1. Пригадайте, чим відрізняються неінфекційні, інфекційні та інвазійні захворю-
вання.
2. На моделі якогось обраного вами неінфекційного захворювання складіть пере-
лік профілактичних заходів, які до не захворіти на нього.
3. На моделі якогось обраного вами інфекційного захворювання складіть перелік
профілактичних заходів, які до не інфікуватися ним.
4. На моделі якогось обраного вами інвазійного захворювання складіть перелік
профілактичних заходів, які до не заразитися ним.
5. Складіть перелік профілактичних заходів, що можуть до не заразитися
захворюваннями, які передаються статевим шляхом (визначте, чи це захворювання
інфекційне, чи інвазійне).
6. Проаналізуйте складені вами переліки, визначте ті профілактичні заходи, що
повторюються у різних списках. Упорядкуйте ваші списки так, щоб на початку були
представлені заходи, які повторюються в різних (або в усіх) переліках, а в кінці — спе-
цифічні, характерні лише для певної групи захворювань.
2. Как осуществляется ход воздуха в легкие и из легких? При вдохе сокращаются межреберные мышцы. Ребра приподнимаются, диафрагма опускается и становиться более плоской. Все это приводит к увеличению объема грудной полости. Легкие при этом расширяются, происходит вдох. Воздух через дыхательные пути устремляется в легкие и попадает в легочные альвеолы. При расслаблении межреберных мышц ребра опускаются. Диафрагма занимает свое прежнее положение, становится выпуклой – объем грудной полости уменьшается, легкие сжимаются, и воздух по дыхательным путям выталкивается наружу. Происходит – выдох.
3. Просмотрите табл.1 и выпишите из нее особенности дыхательной системы, доказывающие принадлежность человека к классу млекопитающих, укажите их значение. 1) Носовая и ротовая полости разделены твердым и мягким небом. Между зубами и щеками существует щель. Этим обеспечивается возможность жевать, не нарушая дыхания, осуществлять сосательные движения: при вскармливании рот детеныша герметически захватывает материнский сосок. 2) Грудная и брюшная полости разделены диафрагмой, мышечной перегородкой, образующей грудобрюшную преграду. Функциональная роль: Диафрагма участвует в акте вдоха и выдоха, изменяя объем грудной полости. 3) Легкие альвеолярного типа: состоят из множества легочных пузырьков (альвеол), к которым воздух поступает по трубкам, образующим бронхиальное дерево. Функциональная роль: Увеличивается поверхность соприкосновения кровеносных сосудов с воздухом легочных пузырьков.
4. По каким признакам можно судить зимой о запыленности окружающего воздуха? О запыленности окружающего воздуха можно судить по выпавшему снегу, если растаять его. Получится мутная или даже грязная вода. Как известно, пыль легко пристает к летящим снежинкам. А в воздухе пыли очень много, потому что город загрязнен выхлопами автомобилей, отходами промышленных предприятий и т.д.
5. Разберите на модели Дондерса (см. рис. 56), как происходит вдох и выдох. Согласно модели Дондерса механизм вдоха и выдоха можно описать так: Трубка воронки моделирует дыхательные пути, шарик внутри воронки – легкое, резиновое дно – диафрагму, стеклянный корпус воронки – стенки грудной полости. Чтобы продемонстрировать вдох, диафрагму надо опустить вниз. Атмосферное давление в грудной полости и шарике, изображающем легкое, упадет, и наружный воздух войдет внутрь шарика. Он раздуется, как легкое в состоянии вдоха. Если немного вдавить диафрагму внутрь, воздух из шарика выйдет. И произойдет выдох.