I. определите, верно ли дано утверждение. 1. консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений 2. длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне 3. роль продуцентов заключается в синтезе органических соединений из неорганических 4. растительноядные животные являются консументами 2-го порядка 5. млекопитающие и птицы являются теплокровными животными ii. выберете правильный ответ при переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется не более а. 1% энергии б. 10% в. 90% г. 100% 2. часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется: а. литосфера б. гидросфера в. биогеоценоз г. ноосфера 3. участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов: а. заказник б. заповедник в. национальный парк г. памятник природы 4. основную массу живого вещества биосферы составляют: а. животные б. бактерии в. растения г. планктон 5. в большинстве цепей питания конечным звеном являются: а. хищники б. бактерии и грибы в. растения г. растительноядные животные iii. перечислите и охарактеризуйте основные абиотические факторы. как влияет на живые организмы недостаток и избыток влаги и света, повышенная и пониженная температура ? примеры. iv. назовите и охарактеризуйте части пищевой цепи. пример. как изменяется количество энергии при переходе от одного звена пищевой цепи к другому? объясните.
I. Определите, верно ли дано утверждение.
1. -
2. -
3. +
4. -
5. +
II. Выберете правильный ответ
При переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется не более
Б. 10%
2. Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется:
Г. ноосфера
3. Участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов:
Б. заповедник
4. Основную массу живого вещества биосферы составляют:
В. растения
5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:
А. хищники
III. Перечислите и охарактеризуйте основные абиотические факторы. Как влияет на живые организмы недостаток и избыток влаги и света, повышенная и пониженная температура ? Приведите примеры.
Абиотические факторы - температура, освещённость, влажность, движение воздушных масс, длительность светового дня.
Недостаток и избыток влаги и света, пониженная и повышенная температура - все эти абиотические факторы имеют негативное влияние на организмы, которые не при к влиянию таких факторов окружающей среды. Например, избыток влаги губителен для культурных растений, поскольку они неминуемо заболеют каким-либо грибковым заболеванием, а недостаток влаги приведёт к гибели из-за невозможности совершать фотосинтез. Для животных, например, влияние пониженной температуры может быть критично - они вынуждены либо впасть в спячку, если они вообще на это, либо погибнуть.
IV. Назовите и охарактеризуйте части пищевой цепи. Приведите пример. Как изменяется количество энергии при переходе от одного звена пищевой цепи к другому? Объясните.
Продуценты - организмы, производящие из неорганических веществ органические.
Консументы - организмы, потребляющие производимые продуцентами органические вещества (1 порядка) либо других консументов (2 порядка).
Редуценты - разлагают мертвые части продуцентов и консументов, а также производимые ими отходы жизнедеятельности до неорганических соединений.
Количество энергии при переходе от одного звена пищевой цепи к другой не может превышать 10%. Это происходит в результате того, что некоторая часть энергии рассеивается в процессе поглощения пищи, её переваривании, транспортировке в клетки потребителя и множества других процессов.