Итоговая контрольная работа за курс «Растения». «Бактерии. Грибы. Лишайники»Вариант 1Часть 1. К каждому из заданий даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. А1. Вакуоли в растительной клетке заполнены1) цитоплазмой ;2) органоидами; 3) клеточным соком; 4) межклеточным веществом.А2. Клетки кожицы листы бесцветны и поэтому они проницаемы для1) вредных веществ; 2) воды; 3) солнечного света; 4) кислорода.А3. При прорастании семян:1) происходит интенсивное дыхание; 2) поглощается световая энергия; 3) выделяются вредные вещества; 4) интенсивно осуществляется фотосинтез.А4. Рост растения –это:1) формирование его органов; 2) увеличение органов в длину и ширину; 3) переход из одного состояния в другое; 4) появление клеток, различных по строению и функциям.А5. Корень растет в длину за счет клеток:1) зоны деления; 2) зоны проведения; 3) корневого чехлика; 4) корневых волосков.А 6. От числа семязачатков в завязи зависит число:1) семян в плодах; 3) семядолей в семенах; 3) почек на растении; 4) плодов на растении.А7. Оплодотворение у моховидных не происходит без:1) ветра, переносящего пыльцу; 2) наличия воды на верхушках побегов;3) достаточного содержания влаги в почве; 4) насекомых, переносящих пыльцу с мужского растения на женское.А8. Какую группу в систематике растений считают наиболее крупной:1) отдел; 2) класс; 3) род; 4) семейство.А9. При пересадке рассады растений необходимо:1) тщательно отряхнуть корни от почвы; 2) промыть корни теплой водой; 3) прищипнутьверхушки всех корней; 4) оставить почвенный ком на корнях.А10. Бактерии относят к организмам, так как они:1) не имеют цитоплазмы и рибосом; 2) не имеют оформленного ядра и митохондрий;3) состоят из одной клетки; 4) питаются готовыми органическими веществами.А11. Грибы выделяют в особое царство, отличающееся от царства растений, так как они:1) неподвижны и растут всю жизнь; 2) поглощают из почвы воду и минеральные вещества;3) содержат в клетках цитоплазму с органоидами; 4) используют для питания готовые органические вещества.А12.Что представляет собой микориза?1) сложные переплетения гифов; 2) сожительство гриба и корней растения; 3) множество вытянутых клеток, расположенных в один ряд;4) грибницу, на которой развиваются плодовые тела.А13. Почему лишайники выделяют в самостоятельную группу комплексных организмов:1) состоят из бактерий и водорослей; 2) представляют сожительство грибов и водорослей;3) не имеют корней и не могут обеспечить себя водой и минеральными веществами.4) образуют микоризу с корнями деревьев, на которых обитают.А14.Что служит доказательством происхождения покрытосеменных от голосеменных:1) наличие корневого и воздушного (фотосинтез) питания; 2) наличие в клетках хлоропластов;3) поглощение кислорода в процессе дыхания; 4) сходство строения, размножение семенами.Часть 2. При выполнении заданий В1-В2 выберите три верных из шести.В1. Каковы особенности цветков растений, опыляемых ветром?1) цветки мелкие, невзрачные; 4) пыльца крупная, тяжелая;2) длинные тычиночные нити; 5) имеют яркоокрашенный венчик;3) выделяют нектар; 6) рыльце пестика имеет опушение.
Итак, введем обозначения:
А- - красный плод.
аа - желтый плод.
В- - круглый плод.
bb - грушевидный плод.
Из этого мы можем сделать вывод, что наши томаты имеют следующий генотип:
A-B- x aabb
Раз расщепление по фенотипу 1:1:1:1, то наш красный плод как минимум не дигомозиготен. Более того, он не может быть гомозиготой по одной из аллелей в принципе. Из этого мы делаем вывод, что наш красный томат дигетерозиготен.
AaBb x aabb
Построим решетку Пеннета:
ab ab ab ab
AB AaBb AaBb AaBb AaBb
Ab Aabb Aabb Aabb Aabb
aB aaBb aaBb aaBb aaBb
ab aabb aabb aabb aabb
Генотип и фенотип 1:1:1:1
У земноводных половые клеткияйца и сперматозоиды - выносятся в Клоаку_(у самцов через мочеточники).
У бесхвостых земноводных оплодотворение наружное. У большинства хвостатых земноводных оплодотворение внутреннее.
У части хвостатых земноводных оплодотворение тоже наружное, но своеобразное. Так, в семействе углозубов самка откладывает икру в слизистом мешке, на который самец кладет сперматофор - комок сперматозоидов, окруженных слизистой оболочкой. В месте соприкосновения оболочки расплавляются и сперматозоиды, проникая в икряной мешок, оплодотворяют икру.
2. У многих видов птиц, благодаря отложению пигментов в скорлупе, яйца окрашены. У тех птиц, которые кладут яйца в закрытых гнездах, в дуплах и норах или прикрывают яйца, окраска скорлупы бывает белой. Белые яйца у сов, зимородков, сизоворонок, дятлов, многих воробьиных. В литературе бытует ошибочное мнение, что скрытые от посторонних глаз в дуплах или норах яйца не нуждаются в покровительственной окраске. То есть, меняются местами причина (окраска скорлупы) и следствие гнездования). В силу объективных причин птицы не могут влиять на окраску скорлупы своих яиц, но посредством проб и ошибок разместить или сконструировать своё гнездо таким образом, чтобы успешно оставить потомство. Иначе говоря, окраска скорлупы яиц прямо или косвенно оказала влияние на гнездования и гнездостроение у птиц и, соответственно, на выживаемость вида (Балацкий, 1994). Опыт изучения скорлупы птичьих яиц с привлечением материалов по трофике, во многих случаях свидетельствует в пользу изменения количества пигментов с изменением состава пищи; намечаются связи между экологией гнездования, составом органических соединений и окраской скорлупы. Одновременно с этим, вариабельность окраски скорлупы яиц в пределах вида (или у одной особи) определяется генами. И последнее, окраска скорлупы яиц является относительно консервативным признаком и наследуется, очевидно, по линии самок.