Г. для удаления избытка воды с растворёнными продуктами обмена
5.Эвглена зелёная передвигается:
А. с жгутика
6.Тело кишечнополостных состоит:
Б. из двух слоёв клеток
7.Половые клетки в теле гидры образуются:
А. в эктодерме
8.Кровеносная система впервые появилась:
А. у кольчатых червей
9.Из перечисленных червей в кишечнике человека паразитирует:
Г. бычий цепень
10.К моллюскам, обитающим на суше, относится:
В. голый слизень
11.Какая стадия развития следует у капустной белянки за гусеницей?
Г. куколка
12.Большой прудовик часто поднимается к поверхности воды, так как:
Г. он дышит кислородом воздуха
13.При повышении температуры окружающей среды интенсивность обмена веществ у рыб:
Б. повышается
14.В сердце рыб течёт:
А. кровь венозная
15.Жабы живут в водоёме:
Б. только в период размножения
6.Признаком класса земноводных является:
Б. голая кожа
17.Яйца с большим запасом питательных веществ имеют:
А. крокодилы и змеи
18 Грудная клетка незамкнута:
Г. у змей
19.Клетки тела снабжаются артериальной кровью:
А. у синицы
20.Механическая обработка пищи у птиц происходит:
В. в желудке
21.Под какой цифрой на рисунке обозначено сердце млекопитающих?
Рисунок не приложен
22.Киль на грудной кости имеет:
Б. летучая мышь
23.Орган половой системы, который впервые появляется у млекопитающих, - это
Г. матка
24.Под какой цифрой на рисунке изображён птенец выводковой птицы?
Рисунок не приложен
Часть В
В1. Установите предположительную последовательность появления в процессе эволюции следующих систематических групп :
Б) простейшие
А) кишечнополостные
Г) плоские черви
В) кольчатые черви
Д) членистоногие
БАГВД
В2. Выберите признаки, которые впервые появились у представителей класса Пресмыкающихся:
2) яйца покрыты плотной оболочкой
5) наличие межреберных мышц
6) возникновение неполной перегородки в желудочке сердца
В3. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы животных, относящихся к разным классам
Особенности системы: Класс:
1) Рыбы
А) в сердце венозная кровь
Г) один круг кровообращения
Е) в сердце 2 камеры
2) Птицы
Б) в сердце 4 камеры
В) два круга кровообращения
Д) венозная кровь из сердца поступает к легким
1АГЕ 2БВД
Часть С
С1. Было замечено, что человек, случайно заразившийся острицами, при тщательном соблюдении мер предосторожности против дальнейшего заражения и самозаражения примерно через месяц может полностью избавиться от них без применения лекарств. Обоснуйте данное утверждение.
Острицы живут месяц. Откладывают яйца около анального отверстия. Если соблюдать правила гигиены ( мыть руки после туалета, принимать душ, менять каждый день белье), то повторного заражения не будет, а острицы сами погибнут по окончании срока жизни
С2. Зайцы и кролики относятся к одному отряду Зайцеобразные. Почему у кроликов детёныши рождаются голыми и слепыми, а у зайцев – зрячими и покрытыми шерстью?
Кролики живут и выводят потомство в норах. Зайцы нор не строят, а зайчата родятся на поверхности земли в ямках, под кустом.
Живые биологические системы очень сложны, поэтому формы, методы и их исследования довольно разнообразны. Метод (греч. методос – путь к чему-либо) – это достижения цели. Опишем основные методы биологических исследований. 1. Метод наблюдения является наиболее традиционным и наиболее «древним» , но не потерял своего значения до сих пор. Он предполагает целенаправленное изучение объекта или явления в естественных или искусственно созданных условиях. При этом не ставится задача выявления действия отдельного фактора, а исследователь является простым наблюдателем. 2. Эксперимент – более активная форма изучения объекта или явления. В искусственно созданных условиях изучается ответ определенного объекта на изменение какого-либо одного или нескольких внешних факторов. 3. Сравнительный метод получил широкое распространение еще в XVIII в. Он заключается в сопоставлении организмов и их частей. Именно принципы сравнения в свое время легли в основу систематики, клеточной теории. Применение сравнительного метода в анатомии, палеонтологии, эмбриологии и других науках утверждению эволюционных представлений в биологии. 4. Исторический метод выясняет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций в ходе геологической истории Земли. 5. Метод моделирования предполагает изучение какого-либо процесса или явления через воспроизведение его самого или его существенных свойств в виде модели. Образную модель можно представить в виде знаковой, т. е. математической, модели. В последнем случае эксперимент сводится к определенным математическим расчетам, как правило, с использованием компьютера. Моделирование дает возможность прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф, направления смены экологических систем, объемы выращиваемой сельскохозяйственной продукции и др.
1.Симбиоз существует:
А. между раком-отшельником и актинией
2.Разрушителями органических веществ являются:
Б. плесневые грибы
3.Родственные роды животных объединяют:
Г. в семейства
4.Сократительные вакуоли необходимы:
Г. для удаления избытка воды с растворёнными продуктами обмена
5.Эвглена зелёная передвигается:
А. с жгутика
6.Тело кишечнополостных состоит:
Б. из двух слоёв клеток
7.Половые клетки в теле гидры образуются:
А. в эктодерме
8.Кровеносная система впервые появилась:
А. у кольчатых червей
9.Из перечисленных червей в кишечнике человека паразитирует:
Г. бычий цепень
10.К моллюскам, обитающим на суше, относится:
В. голый слизень
11.Какая стадия развития следует у капустной белянки за гусеницей?
Г. куколка
12.Большой прудовик часто поднимается к поверхности воды, так как:
Г. он дышит кислородом воздуха
13.При повышении температуры окружающей среды интенсивность обмена веществ у рыб:
Б. повышается
14.В сердце рыб течёт:
А. кровь венозная
15.Жабы живут в водоёме:
Б. только в период размножения
6.Признаком класса земноводных является:
Б. голая кожа
17.Яйца с большим запасом питательных веществ имеют:
А. крокодилы и змеи
18 Грудная клетка незамкнута:
Г. у змей
19.Клетки тела снабжаются артериальной кровью:
А. у синицы
20.Механическая обработка пищи у птиц происходит:
В. в желудке
21.Под какой цифрой на рисунке обозначено сердце млекопитающих?
Рисунок не приложен
22.Киль на грудной кости имеет:
Б. летучая мышь
23.Орган половой системы, который впервые появляется у млекопитающих, - это
Г. матка
24.Под какой цифрой на рисунке изображён птенец выводковой птицы?
Рисунок не приложен
Часть В
В1. Установите предположительную последовательность появления в процессе эволюции следующих систематических групп :
Б) простейшие
А) кишечнополостные
Г) плоские черви
В) кольчатые черви
Д) членистоногие
БАГВД
В2. Выберите признаки, которые впервые появились у представителей класса Пресмыкающихся:
2) яйца покрыты плотной оболочкой
5) наличие межреберных мышц
6) возникновение неполной перегородки в желудочке сердца
В3. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы животных, относящихся к разным классам
Особенности системы: Класс:
1) Рыбы
А) в сердце венозная кровь
Г) один круг кровообращения
Е) в сердце 2 камеры
2) Птицы
Б) в сердце 4 камеры
В) два круга кровообращения
Д) венозная кровь из сердца поступает к легким
1АГЕ 2БВД
Часть С
С1. Было замечено, что человек, случайно заразившийся острицами, при тщательном соблюдении мер предосторожности против дальнейшего заражения и самозаражения примерно через месяц может полностью избавиться от них без применения лекарств. Обоснуйте данное утверждение.
Острицы живут месяц. Откладывают яйца около анального отверстия. Если соблюдать правила гигиены ( мыть руки после туалета, принимать душ, менять каждый день белье), то повторного заражения не будет, а острицы сами погибнут по окончании срока жизни
С2. Зайцы и кролики относятся к одному отряду Зайцеобразные. Почему у кроликов детёныши рождаются голыми и слепыми, а у зайцев – зрячими и покрытыми шерстью?
Кролики живут и выводят потомство в норах. Зайцы нор не строят, а зайчата родятся на поверхности земли в ямках, под кустом.
Живые биологические системы очень сложны, поэтому формы, методы и их исследования довольно разнообразны. Метод (греч. методос – путь к чему-либо) – это достижения цели. Опишем основные методы биологических исследований.
1. Метод наблюдения является наиболее традиционным и наиболее «древним» , но не потерял своего значения до сих пор. Он предполагает целенаправленное изучение объекта или явления в естественных или искусственно созданных условиях. При этом не ставится задача выявления действия отдельного фактора, а исследователь является простым наблюдателем.
2. Эксперимент – более активная форма изучения объекта или явления. В искусственно созданных условиях изучается ответ определенного объекта на изменение какого-либо одного или нескольких внешних факторов.
3. Сравнительный метод получил широкое распространение еще в XVIII в. Он заключается в сопоставлении организмов и их частей. Именно принципы сравнения в свое время легли в основу систематики, клеточной теории. Применение сравнительного метода в анатомии, палеонтологии, эмбриологии и других науках утверждению эволюционных представлений в биологии.
4. Исторический метод выясняет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций в ходе геологической истории Земли.
5. Метод моделирования предполагает изучение какого-либо процесса или явления через воспроизведение его самого или его существенных свойств в виде модели. Образную модель можно представить в виде знаковой, т. е. математической, модели. В последнем случае эксперимент сводится к определенным математическим расчетам, как правило, с использованием компьютера. Моделирование дает возможность прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф, направления смены экологических систем, объемы выращиваемой сельскохозяйственной продукции и др.