Основу поведения низших организмов составляют врожденные, или безусловные рефлексы. При этом поведение может протекать в форме простой рефлекторной реакции: действие раздражителя вызывает элементарную рефлекторную реакцию, или иметь более сложный характер: в ответ на действие раздражителя организм отвечает сложным комплексом рефлекторных реакций, которые следуют одна за другой в виде цепочки.
Этот вид поведения присущ организму с рождения и имеет стереотипную форму: специфический раздражитель обязательно вызывает определенное двигательное поведение различной сложности. Он не требует обучения,
Некоторые формы врожденного поведения проявляются не сразу, а лишь спустя некоторое время после рождения. На созревание безусловнорефлекторных механизмов необходимо время (сложнокоординированные движения крыльев при полете у голубей возникают спустя некоторое время после рождения; две группы птенцов голубей поместиили в различные условия - птицы одной группы летали ежедневно, а второй - сидели в тесных клетках; когда птенцы первой группы научились летать, как взрослые голуби, птенцов второй группы выпустили на свободу - они полетели также уверенно, как и птенцы первой группы).
Условный рефлекс - это реакция организма, которая приобретается при определенных условиях в процессе индивидуального развития.
Биологическая роль условных рефлексов: расширение диапазона при возможностей организма; значительно дополняя безусловный рефлекс он позволяет в высшей степени тонко при к самым разнообразным условиям. Условный рефлекс образуется на основе безусловного.
Правила образования условных рефлексов:
1) необходимо наличие двух раздражителей - безусловного и индифферентного, т.е. безразличного, который должен приобрести свойства условного;
2) необходим определенный порядок их воздействия: вначале должен действовать индифферентный раздражитель, а затем безусловный;
3) необходим определенный временной интервал между индифферентным и безусловным раздражителями;
4) сила обоих раздражителей должна быть оптимальной; раздражитель, используемый в качестве условного, по своей биологической активности должен быть слабее безусловного; 5) необходимо учитывать уровень возбудимости коры, при этом особо следует учитывать возбудимость по отношению к безусловному раздражителю;
6) нужно несколько раз повторить сочетание воздействий этих раздражителей.
Рефлекс – ответная реакция организма не внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой. Развитие представлений о поведении человека, которое всегда являлось загадкой, было достигнуто в работах русских ученых И. П. Павлова и И . М. Сеченова. Рефлексы безусловные и условные. Безусловные рефлексы – это врожденные рефлексы, которые наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни человека. Дуги безусловных рефлексов проходят через спинной мозг или ствол мозга. Кора больших полушарий не участвует в их образовании. Безусловные рефлексы обеспечивают при организма только к тем изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения данного видаК безусловным рефлексам относятся:Пищевые (слюноотделение, сосание, глотание);Оборонительные (кашель, чихание, мигание, отдергивание руки от горячего предмета);Ориентировочные (скашивание глаз, повороты головы);Половые (рефлексы, связанные с воспроизведением и уходом за потомством)Значение безусловных рефлексов заключается в том, что благодаря ним сохраняется целостность организма, поддержание постоянства внутренней среды и происходит размножениеУсловные рефлексы – это рефлексы, которые легко приобретаются организмом в течение жизни и образуются на основе безусловного рефлекса при действии условного раздражителя (свет, стук, время и т.д.). И. П. Павлов изучал образование условных рефлексов на собаках и разработал методику их получения. Для выработки условного рефлекса необходим раздражитель – сигнал, который запускает условный рефлекс, многократное повторение действия раздражителя позволяет выработать условный рефлексЕсли не подкреплять некоторое время условный раздражитель безусловным , то наступает торможение условного раздражителя. Но не исчезает совсем. При повторении опыта рефлекс очень быстро восстанавливается. Торможение наблюдается и при воздействии другого раздражителя большей силы
Этот вид поведения присущ организму с рождения и имеет стереотипную форму: специфический раздражитель обязательно вызывает определенное двигательное поведение различной сложности. Он не требует обучения,
Некоторые формы врожденного поведения проявляются не сразу, а лишь спустя некоторое время после рождения. На созревание безусловнорефлекторных механизмов необходимо время (сложнокоординированные движения крыльев при полете у голубей возникают спустя некоторое время после рождения; две группы птенцов голубей поместиили в различные условия - птицы одной группы летали ежедневно, а второй - сидели в тесных клетках; когда птенцы первой группы научились летать, как взрослые голуби, птенцов второй группы выпустили на свободу - они полетели также уверенно, как и птенцы первой группы).
Условный рефлекс - это реакция организма, которая приобретается при определенных условиях в процессе индивидуального развития.
Биологическая роль условных рефлексов: расширение диапазона при возможностей организма; значительно дополняя безусловный рефлекс он позволяет в высшей степени тонко при к самым разнообразным условиям. Условный рефлекс образуется на основе безусловного.
Правила образования условных рефлексов:
1) необходимо наличие двух раздражителей - безусловного и индифферентного, т.е. безразличного, который должен приобрести свойства условного;
2) необходим определенный порядок их воздействия: вначале должен действовать индифферентный раздражитель, а затем безусловный;
3) необходим определенный временной интервал между индифферентным и безусловным раздражителями;
4) сила обоих раздражителей должна быть оптимальной; раздражитель, используемый в качестве условного, по своей биологической активности должен быть слабее безусловного; 5) необходимо учитывать уровень возбудимости коры, при этом особо следует учитывать возбудимость по отношению к безусловному раздражителю;
6) нужно несколько раз повторить сочетание воздействий этих раздражителей.