Контроль знаний по теме «Абиотические факторы: вода, температура, свет»
1.Линька птиц и перелет в теплые страны связаны с:
1) понижением температуры воздуха;
2) изменением влажности воздуха;
3) уменьшением количества кормов;
4) изменением продолжительности дня.
2. Из перечисленных животных выберите пойкилотермных:
1) насекомые; 2) млекопитающие;
3) птицы; 4) грибы.
3.Фактором(ами), ограничивающим(и) рас растений и животных в
условиях пустыни, является(ются):
1) избыток тепла;
2) недостаток влаги и пищи;
3) избыток тепла и пищи;
4) отсутствие почвы и недостаток пищи.
4. Суточным биоритмам подчиняются:
1)кочевки и перелеты птиц;
2)образование цветков у хризантем и георгинов;
3)открывание и закрывание устьиц на листьях растений;
4)распускание почек и листопад на деревьях и кустарниках.
5. Особенности водной среды:
1) большая плотность; 2) низкая плотность;
3) низкая теплоемкость и теплопроводность;
4) низкое сопротивление движению.
6. В какой среде жизни у обитающих там организмов имеются физические, химические и поведенческие адаптации к температурному фактору:
1)живом организме 3) наземно-воздушной
2)почвенной 4) водной
7. Установите соответствие между абиотическими факторами среды и адаптацией к ним позвоночных животных:
1) сезонные перелеты
2) толстый слой жира А) ТЕМПЕРАТУРА
3) ночной образ жизни Б) ВЛАЖНОСТЬ
4) быстрое передвижение
5) ороговевший слой
6) наличие желез на коже
Запишите ответ в таблице в виде последовательности букв
1 2 3 4 5 6
8. Типичными представителями какой среды жизни являются пойкилотермные организмы:
1)водной 2)наземно-воздушной 3)почвенной 4)живом организме
9. К пойкилотермным животным относятся: а)треска; б) кит; в) дельфин; г) лягушка; д) ящерица; е)собака.
1) б, в, е; 2) а, б, в;
3) а, г, д; 4) г, д, е.
10.Организмы с непостоянной внутренней температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры внешней среды, называются ...
1)пойкилотермными;
2)гомойотермными;
3)гетеротермными.
11. К типичным животным, ведущим дневной образ жизни можно отнести
1)медведя
2)собаку
3)лису
4)куницу
Лабораторное исследование
Тема. Свойства ферментов
Цель: исследовать свойства ферментов и влияние на них физических факторов.
Оборудование и материалы: небольшие кубики сырой и вареной картошки, пробирки, перекись водорода, который имеет комнатную температуру, перекись водорода из холодильника, учебник. Теоретический минимум в этом исследовании свойства ферментов рассмотрено на примере фермента пероксидазы, содержащегося в клетках картофеля. В случае контакта пероксидазы с гидроген пероксидом происходит разложение пероксида на воду и кислород, который выделяется в виде небольших пузырьков газа.
Ход исследования
1. Возьмите три пробирки и поместите в них небольшие кубики картофеля. В первые две поместите кубики сырого картофеля, а в третью — вареной.
2. Влейте в первую пробирку раствор перекись водорода, который перед этим был охлажден в холодильнике.
3. Наблюдайте, выделяются пузырьки газа. Отметьте интенсивность их выделения.
Пузырьки газа выделяются активно.
4. Влейте во вторую и третью пробирки раствор перекиси водорода который имеет комнатную температуру.
5. Наблюдайте, выделяются пузырьки газа. Отметьте интенсивность их выделения.
Во второй пробирке с сырым карофелем пузырьк образются активно. в третьей пробирке с вареным картофелем пузырьк не наблюдаются
6. Сделайте вывод, в котором укажите результаты наблюдений и объясните, повлияли низкая температура и тепловая обработка на работу фермента пероксидазы.
Фермент каталаза активно расщепляет перекись водорода в сыром картофеле при комнатной температуре. В картофеле, охлажденном в холодильнике, фермент тоже работает, так как при низкой температуре структура фермента, который по химическй природе является белком, не разрушается и фермент работает. Вареный картофель подвергся воздействию высоких температур, а потому фермент каталаза рарушился - денатурировался. В пробирке с вареным картофелем реакции нет, так как фермент разрушен.